Уникальный плавучий маяк в Финском заливе хотят превратить в музей

31.10.2016, 17:56

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Ломоносове готовят к буксировке маяк «Ирбенский». Он единственный в своем роде, поэтому его ждет ремонт на Кронштадтском морском заводе.

Последний в России плавучий маяк «Ирбенский», долгое время обеспечивавший безопасность судоходства на Балтике, уходит на почетную пенсию. Он начал нести службу в 1962 году, тогда был оборудован передовой системой, способной посылать световой сигнал на расстояние в 12 морских миль, а звук — на четыре.

Сейчас плавучий маяк находится на стоянке Ленинградской военно-морской базы. Его отправят ремонтировать на Кронштадтский морской завод, после чего «Ирбенский» станет музейным экспонатом.

Как отмечает корреспондент НТВ Алексей Кобылков, последний в мире плавучий маяк «Ирбенский» сохранился фактически чудом. Его списали давным-давно, в какой-то момент собирались продавать на металлолом чуть ли не за миллион рублей, но никто покупать не стал, потом собирались здесь делать казино — тоже не вышло. Но сейчас, кажется, его ждет другая, новая жизнь.

Алексей Шуткин, заместитель генерального директора музея Мирового океана: «Этот плавучий маяк в ближайшее время ожидает перешвартовка в Кронштадт, на морской завод, и там постановка в док для капитального ремонта корпуса. А до весны мы примем решение, что с ним делать. Либо в Калининград тащить, либо в Вентспилсе сделать совместное использование этого маяка. За то, что мы в Вентспилсе его поставим, латыши обещали внутри всё сделать: и систему отремонтировать, и всё прочее, Плавмаяк мы хотим сделать такой, чтобы его можно было показывать не только в Калининграде, но и в любом заграничном порту».

Все помещения маяка кажутся довольно тесными, но, на самом деле, экипаж «Ирбенского» был довольно большим, состоял из 19 человек в 13 каютах. 50 суток судно могло находиться в автономном плавании, хватало и продовольствия, и пресной воды, и его регулярно снабжали по морю из Вентспилса всем необходимым. Вообще это было дорогое удовольствие, поэтому когда в районе банки Михайловская построили стационарный маяк, то от услуг этого плавучего довольно быстро отказались.

Антон Иванов, председатель правления фонда «Маячный»: «Состояние довольно печально внутри. Однако, насколько мне известно, корпус у него целый, поэтому он вполне пригоден для того, чтобы его отреставрировали и превратили в мемориальное судно».

Технические характеристики световой мачты маяка по-настоящему впечатляющие: высота огня была 12 с половиной метров, видно его было с расстояния в 12 миль. Здесь стояло лучшее оборудование, какая-то шведская линза. С помощью трех специальных тросов, которые шли вниз, почти до киля можно было балансировать ею во время волнения на море. Так что в любую непогоду суда могли воспользоваться помощью именно этого маяка.

Впрочем, поднявшийся в Финском заливе ветер (до 12 метров в секунду) и угроза штормового предупреждения привели к тому, что буксировку «Ирбенского» отложили, скорее всего, на несколько дней.

Читайте также