Байкало-Амурской магистрали — 35 лет

11.07.2009, 10:06

Видео программы «Сегодня»

Со дня завершения всесоюзной комсомольской стройки, как в советские времена называли Байкало-Амурскую магистраль, прошло 35 лет.

Со дня завершения всесоюзной комсомольской стройки, как в советские времена называли Байкало-Амурскую магистраль, прошло 35 лет. Основные торжества по этому случаю проходят в Тынде. На праздник из Хабаровска, Иркутска и Нерюнги прибыли три специальных состава, их пассажиры — строители БАМа.

Молодые люди когда-то приезжали в Сибирь со всей страны, многие так и остались там жить. Общая протяженность БАМа — более 4 тысяч километров, от Иркутской области до берегов Тихого океана. Из окна поезда можно увидеть пол-России! Корреспондент НТВ Дмитрий Андреянов специально для НТВ выехал из Комсомольска-на-Амуре и добрался до одного из поселков, расположенных на БАМе.

Первая большая остановка на станции «Серышево» длится 20 минут. Это большой бамовский поселок Берёзовый, местные жители по привычке называют его городом Берёзовым, как и задумывалось 35 лет назад.

Евгений Герасцин, первостроитель Байкало-Амурской магистрали: «Надо было видеть, кто приезжал строить БАМ. По улицам стояли двухосные вагоны, в них мы и жили. И кругом лозунги были хорошие написаны, все как положено. Со всего Советского Союза БАМ возводить ехали».

До статуса города Берёзовый не дотянул совсем немного. Вроде и дома в тайге поставили многоэтажные, автобус запустили, и станция большая — перевалочная, и вокзал, каких нет на всей протяженности магистрали. Его возвели по индивидуальному проекту новосибирские строители, а архитекторы получили государственные премии.

Евгений Герасцин, первостроитель Байкало-Амурской магистрали: «Денег уйма угроблена, труда человеческого сколько вложено! Строили БАМ, строили планы, было здорово».

Вокзал Берёзового, скорее, напоминает автостанцию, а не вокзал. Пассажирский состав всего один, он проходит раз в день, а движение товарных по комсомольскому участку магистрали не столь интенсивно. Десять лет назад официально БАМ прекратил свое существование как отдельное подразделение Министерства путей сообщения. Но кризис внес свои коррективы в расписание поездов.

Михаил Колесников, начальник службы управления персоналом Дальневосточной железной дороги: «Сегодня, по сути, Транссиб находится в упадке. Я не буду называть цифры, но разница серьезная. А на Комсомольском отделении мы сегодня вынуждены решать кадровые проблемы, потому что потребность в бригадах на сегодняшнее количество железнодорожного транспорта возросла на 15–20%.

Григорий Лементовский когда-то на большегрузном самосвале из Нового Ургала доехал до Берёзового как по эстафете от одной бамовской станции до другой. Сейчас на многих объектах магистрали царит запустение. На станции „Маглинск“» когда-то был даже не дом, а дворец культуры, вокзал и школа, теперь не осталось ни одного жителя. А Лементовский водит по поселку пазик, предназначенный для особых поручений местного лесозаготовительного предприятия, которое теперь стало градообразующим.

Григорий Лементовский, первостроитель Байкало-Амурской магистрали: «Зарплата была высокая по тем деньгам — 600, 700 рублей и даже больше. Многие уезжали — морозов побоялись».

Байкало-Амурской до полноценной дороги не хватает второй колеи. Сейчас поезда часами простаивают на разъездах, ожидая прохождения встречных составов. И нет контактного провода, хотя опоры под него установлены еще в те времена и на всем протяжении дороги.

Читайте также