Под Воронежем останки жертв политических репрессий предали земле

30.10.2016, 08:56

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в России — День памяти жертв политических репрессий. Траурные мероприятия и поминальные службы проходят по всей стране. В центре Москвы у Соловецкого камня состоится митинг и возложение цветов, а на Бутовском полигоне весь день будут читать имена расстрелянных. До сих пор точно не известно, сколько их было по всему СССР. Благодаря усилиям волонтеров каждый год удается вернуть имена хотя бы нескольким погибшим.

Поисковики привезли десятки мешков с человеческими останками и готовятся к церемонии перезахоронения. В 30-е в окрестностях воронежского поселка Дубовка располагался полигон НКВД, ставший местом массовых казней и зоной тайных захоронений расстрелянных политзаключенных. Внучка репрессированного считает, что этот жуткий момент должны увидеть миллионы как символ конвейера смерти сталинского режима.

Инна Волгина, внучка репрессированного: «Эти мешки — это люди, которые жили, которые страдали, имен которых мы не знаем. И так буднично вынимаются мешки — это так страшно!»

О том, что бухгалтер совхоза и бывший белогвардеец Иван Силецкий был расстрелян по ложному доносу в декабре 37-го, его родные узнали только спустя 60 лет. Лишь недавно внучка смогла ознакомиться с материалами сфабрикованного дела. Ее деда казнили за то, что критиковал власть и был знаком с маршалом Советского Союза Тухачевским, расстрелянным по приказу Сталина.

Инна Волгина: «Он очень хорошо знал Тухачевского, когда жил в Москве. Тухачевского расстреляли 12 июля, а дедушку 13 июля забрали. Самое главное обвинение, очень нелепое, в том, что он рассказывал анекдоты».

Поисковые работы не прекращаются уже 10 лет. Ежегодно в лесу находят так называемые расстрельные ямы. В этом году список обнаруженных жертв политических репрессии пополнился на 106 человек. Их нашли в двух ямах, люди были свалены. В одной лежали 39 тел, в другой — 67.

Михаил Сегодин, руководитель поискового объединения «Дон»: «Ямы часто просыпались известью, чтобы останки быстрее разлагались, чтобы скрыть это место. И сам вид казни — для жертв политических репрессий это характерный выстрел в затылок из револьвера».

По найденным с останками личным вещам (лаптям, пенсне, военной форме) установить имена погибших невозможно, но есть маленькая зацепка — значок Крайсельсоюза, которые в советские годы носили крестьяне-кооператоры. Поисковики просят откликнуться архивы экспертов, которые по номеру знака помогли бы установить имя владельца.

Как передает корреспондент НТВ Ольга Чернова, страшную тайну Дубовского леса в советские времена тщательно скрывали. На полигоне НКВД в 50-е годы посадили сосновый лес. И только в 89-м году один местный житель рассказал о том, что в феврале 38-го стал случайным свидетелем того, как здесь из машин в ямы сбрасывали тела расстрелянных. Вернувшись на это место позднее, он насчитал 103 ямы.

Уже обнаружены 69 секретных захоронений и останки 3238 человек, но точное количество невинно казненных неизвестно до сих пор, большая часть важных документов НКВД засекречена.

Читайте также