От подлодок останутся груды металла

10.07.2009, 19:52

Видео программы «Сегодня»

Из Большого Камня после ремонта вышла в море атомная подлодка «Нерпа». А потом к берегу на борту гигантского судна-платформы подошли две субмарины.

Сегодня атомная подлодка «Нерпа», во время испытаний которой прошлой осенью погибли 20 человек, вновь вышла в море. АПЛ ремонтировали несколько месяцев, затем ее проверяли комиссии. И вот теперь лодка своим ходом отправилась в Японское море — на повторные испытания.

А жители города Большой Камень, откуда «Нерпа» ушла в плавание, сегодня стали свидетелями другого, более диковинного зрелища. К берегу подошли две списанные атомные подлодки, причем уже не своим ходом, а на борту гигантского судна-платформы.

Корреспондент НТВ Игорь Сорокин смотрел и удивлялся.

Раньше это судно перевозило буровые установки, теперь же на его борту не совсем привычный для моряков груз. С Камчатки в Приморье они доставили две атомные подводные лодки класса «Щука».

Дата постройки — начало 80-х, списаны в утиль 10 лет назад. Теперь на судоремонтном заводе «Звезда» их ждет разделка на металл.

Обычно к месту утилизации списанные лодки либо приходят своим ходом, либо доставляются на буксире. Лишь однажды на Северном флоте, три года назад, субмарина совершили переход на борту самопогружаемого судна. На Дальнем же Востоке подобная операция проводится впервые. И к тому же, здесь не одна лодка, а целых две.

Впрочем, пока это единичный случай и в мировой морской практике. Столь сложный переход авторы проекта — канадские компании — готовили в течение полутора лет. К идее двойной транспортировки их подтолкнул экономический расчет и довольно вместительная палуба голландского судна.

Майкл Уошер, руководитель программы утилизации АПЛ: «Для нас это не только экономия времени, но и денежных средств. Один день работы такого судна стоит очень дорого. Поэтому нет никакого смысла нести двойные расходы».

Сложная операция по выгрузке лодок с борта иностранного судна начнется уже завтра. Сначала обе субмарины у основания полностью освободят от креплений, затем корпус судна постепенно станет уходить под воду.

Этот процесс будет продолжаться не меньше шести часов, а глубина погружения в итоге составит 22 метра. Когда лодки окажутся на плаву, специальные буксиры разведут их по сторонам и по очереди доставят к заводским причалам. Следующий этап — выгрузка из реакторов ядерного топлива.

Андрей Россомахин, генеральный директор судоремонтного завода «Звезда»: «Отработавшее ядерное топливо будет погружено в специальные контейнеры, которые затем будут вывезены спецэшелоном на НПО „Маяк“ для дальнейшей переработки».

Технология разделки подводных лодок на «Звезде» отработана годами. Реакторный отсек отправится в специальное хранилище, корма и носовая часть — под нож заводской гильотины. Уже через полгода от вновь прибывших субмарин останутся лишь груды металла.

Читайте также