Закончилась литературная эпоха

09.07.2009, 19:42

Видео программы «Сегодня»

На Ваганьковском кладбище похоронили писателя Василия Аксёнова.

Сегодня на Ваганьковском кладбище похоронили писателя Василия Аксёнова. Его главным и самым увлекательным романом стала его жизнь, вместившая и сталинские репрессии, и романтику 60-х, раннюю славу, диссидентство, изгнание, возвращение, признание — в общем, хватило бы на несколько полноценных биографий

Сам Аксёнов говорил, что своих читателей безошибочно узнает по глазам. Веря, что люди, которым нравятся его тексты, это единомышленники и братья по духу, он избегал штампа «шестидесятники», объясняя, что с ними было интересно и в последующие десятилетия.

Сегодняшняя панихида этот тезис, пожалуй, подтверждала. Чего там точно не было, так это неискренности и напыщенных фраз. Корреспондент НТВ Сергей Морозов присутствовал…

Бунтари, ниспровергатели 60-х, теперь уже признанные классики пришли сегодня проститься с Василием Аксёновым, писателем, который сокрушил соцреализм просто тем, что хорошо писал. Его провожали джазовой музыкой. С джазом сравнивали его прозу и его жизнь.

Алексей Козлов, саксофонист: «Сыграю твою любимую мелодию. Я знаю, что ты любил эту пьесу».

Многие признавались сегодня, что хотели быть как герои Аксёнова или как он сам. Его влияние длилось десятилетиями.

Александр Кабаков, писатель: «Мы все вышли из аксеновской джинсовой куртки, как выходила русская литература из „Шинели“ Гоголя».

В зале Дома литераторов сегодня собрались те, кто сделал 60-е культовой эпохой. Трудно поверить, что с тех пор прошло полвека. Многие из них боролись пламенно, а Аксёнов в разрез эпохе побеждал советскую власть стилем, непринужденно.

Виктор Ерофеев, писатель: «Мой папа говорил, что ему в Политбюро сказали: если сын не отречется от этого дела, он костей не соберет. Вслушайтесь в эти слова. Это говорил человек, который мог действительно размолотить людей».

Лев Рубинштейн, поэт: «Кроме того, что он, в общем-то, большой писатель, а сейчас это, когда человек уходит, это становится особенно понятно, он, насколько я знаю, всегда необычайно достойно вел себя в разных ситуациях. И это было совершенно очевидно».

Василий Аксёнов не любил юбилеи, избегал даже писать слово «смерть». В последнем произведении «Сквозной мотив» герой избегает неминуемой казни. Знавшие писателя говорят, что он был счастливым человеком, хотя это и не было его главной целью.

Владимир Войнович, писатель: «Дело в том, что уходит вообще наша эпоха. И Аксёнов, конечно, был один из самых крупных столпов этой эпохи».

Отпевание и похороны Василия Аксёнова прошли на Ваганьковском кладбище в Москве.

Читайте также