Петербургские археологи сфотографировали каждый камень в разрушенной Пальмире

14.10.2016, 18:10

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Виртуальную экскурсию по древней Пальмире провели специалисты института материальной культуры РАН. Аэрофотосъемка, проведенная с помощью военных топографов, позволяет оценить масштаб разрушений всех памятников этого сирийского города.

Сегодня в Петербурге представили ландшафтно-архитектурную 3D-модель знаменитого сирийского города. Больше недели над ней работали российские археологи и военные топографы. Они проводили аэрофотосъемку и обрабатывали полученные данные. Дрон облетел почти всю территорию памятника площадью 13 квадратных километров. Объекты снимали с трех высот: 350, 200 и 120 метров. Поэтому удалось зафиксировать все разрушения.

Как отмечает корреспондент НТВ Алексей Кобылков, таких высокоточных съемок памятника не делал еще никто в мире. В условиях боевых действий — слишком сложно. Каждый камень, фрагменты скульптур, колонн, фундаментов теперь можно разглядеть в подробностях.

Благодаря такой картинке, специалисты уже делают предварительные выводы. О том, что знаменитый храм Бэла разрушен до основания, буквально стерт в мелкую крошку, а, к примеру, колонна Зенобии и храм Баалшамина пострадали меньше, и их, наверняка, удастся восстановить.

Только в результате съемки выяснилось, что на территории памятника огромное количество грабительских раскопок. В частности, в районе погребальных башен. Официальных подтверждений, конечно, нет, но по слухам, на черном рынке хватает ценителей такого товара. И получается, что коллекционеры — люди, которые ценят искусство, тоже повлияли на разрушение памятника.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Пальмира — способ создать больше шума, потому что это ярко, красиво, эффектно и для нас это особо близко к сердцу. Там один за другим разрушаются христианские монастыри.Одна из главных проблем Сирии — уничтожение христианского мира. На самом деле, мы защищаем себя и мы защищаем христианство, потому что там начисто уничтожаются и христианские памятники, и христианское население».

Те, кто только что вернулся из Пальмиры, объясняют: сейчас говорить о предстоящей реставрации практически невозможно. В город только начинает возвращаться какая-то жизнь, а боевики по-прежнему обещают взять город.

Кажется, что в этих условиях строить 3D-модели и планы на будущее, как минимум, опрометчиво. Но ученые уверены: сидеть сложа руки точно нельзя. В истории есть примеры того, как нужно действовать. Так, заниматься восстановлением пригородов Ленинграда начали еще за год до конца Великой Отечественной войны.

Новости по теме

Читайте также