Критика на берегу Белого моря

02.07.2009, 20:37

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Дмитрий Медведев побывал в Северодвинске, откуда отправился в Архангельск на заседание Госсовета, посвященного энергетике и энергосбережению.

Сегодня в акваторию Белого моря вышел катер, приблизившийся к атомному ракетному крейсеру «Юрий Долгорукий» на минимальное расстояние. На борту катера был Дмитрий Медведев.

Осмотрев подлодку, президент прошелся по цехам судостроительного завода «Севмаш» — где раскритиковал затянувшуюся модернизацию авианосца «Адмирал Горшков». Из Северодвинска глава государства отправился в Архангельск — провести заседание Госсовета.

Корреспондент НТВ Роман Соболь наблюдает за поездкой.

Госсовет в Архангельске официально посвящен энергетике и энергосбережению. Но для Дмитрия Медведева этот рабочий день начинался в 35 километрах отсюда — в Северодвинске, на предприятии, известном своими атомными подводными лодками.

Впрочем, связь между ракетоносными субмаринами и мирными энергосбережением есть: на «Севмаше» лишь треть продукции — оборонный заказ. Больше двух тысяч сотрудников заняты на строительстве нефтяной платформы. Заказ «Газпрома» аналогов в мире не имеет. Платформа способна качать нефть в море, полностью закрытом льдом.

Николай Калистратов, генеральный директор «Севмаша»: «Срок эксплуатации — 25 лет, количество персонала — 200 человек, вахтовым методом. Помещения жилые, вертолет доставляет людей».

Слева от платформы «Приразломная» еще один гигант — авианесущий крейсер с очень сложной биографией. При спуске на воду его назвали «Баку», после развала Союза переименовали в честь адмирала Горшкова, но сейчас на левом борту латиницей выведено «Викрамадитья». Крейсер купила Индия, заказала модернизацию, но проект стал долгостроем: то спорили о финансировании, то о нюансах конструкции.

Николай Калистратов, генеральный директор «Севмаша»: «Работы еще очень много. Нам наши друзья два года вообще денег не платят, и юридически они правы. Заявляют, что это потому, что мы подписали эту цену».
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Зачем подписывали-то
Николай Калистратов: «Ну, ошибка».
Дмитрий Медведев: «Ошибка, конечно. В результате приходится всем оправдываться. Вам оправдываться передо мной, мне беседовать с нашими индийскими партнерами. Я понимаю, что Вы за это не отвечаете, но, в конечном счете, все равно это ваш проект».

Специалистам «Севмаша» по силам многое, но подлодки — вне конкуренции. На стапелях сборочного цеха — подводный крейсер последнего поколения. Прессе настойчиво рекомендовали лишнего не снимать — военная тайна.

По словам дирекции, кризис никак не затронул предприятие. Заказов хватает, никого не уволили, но рабочие успели пожаловаться президенту: зарплата маловата.

Когда президент на катере осматривал акваторию завода, на внешнем рейде стояла одна из новейших лодок «Юрий Долгорукий». Ходовые испытания начнутся в ноябре, и вскоре крейсер поступит на вооружение.

Конструкторских разработок, новшеств у «Севмаша» хватает. Беда в том, что многие сверхсовременные суда существуют в единичных экземплярах. Запустить их в серию не получается — нет госзаказов.

Дмитрий Медведев, президент России: «Завершить к 2020 году строительство боевого ядра военно-морских корабельных сил Российской Федерации. Для этого у нас есть, безусловно, все возможности. Я имею в виду, конечно, научную базу для проектирования, в целом развитую, хотя и довольно запущенную в настоящий момент структуру самой судостроительной и судоремонтной промышленности».

Из Северодвинска — в Архангельск, на Госсовет по энергетическим проблемам. Россия остается одной из энергетических сверхдержав, но удержать эту позицию непросто — наступают новые технологии, во всем мире учатся экономить тепло и свет.

Если и наша страна сможет не столь расточительно относиться к своим ресурсам, это значительно повысит конкурентоспособность российских предприятий. А в перспективе это скажется на жизни всех граждан страны и косвенно, и прямо — в виде снижения пресловутых тарифов ЖКХ.

Читайте также