Пять техногенных катастроф: как реальной кровью пишутся инструкции по безопасности

11.09.2016, 12:52

Видео программы «Чудо техники»

Среди техногенных аварий есть те, которые вспоминают не так часто, как Чернобыль или Фукусиму, но по изменившимся после них правилам безопасности мир живет до сих пор.

Пожар на месторождении Урта-Булак

1 декабря 1963-го. В Узбекистане разрабатывают новое газовое месторождение УртА-БулАк. Специалисты бурят скважину глубиной в полтора километра и случайно попадают в зону аномально высокого давления. Из-под земли вырывается неуправляемый газовый фонтан высотой с 40-этажный дом. Специалисты тогда были уверены — огонь поможет нейтрализовать вредные вещества, а пламя сумеют быстро потушить. Но вышло не так. Факел бушевал еще три года. После этого мысль поджигать неуправляемые газовые фонтаны уже никому не приходила в голову.

Прорыв дамбы Баньяцо

В августе 1975-го в китайской провинции Хэнань пришел тайфун с сильнейшими штормами и ливнями. Поначалу это не вызывало опасений. Дамба была рассчитана на наводнение, которое случается раз в тысячу лет. Но строители просчитались: из экономии вместо 12 водоспусков сделали лишь пять. А сила стихии оказалась в 3,5 раза сильнее, чем предполагали. Трагедия заставила гидростроителей во всем мире пересмотреть требования к безопасности дамб.

Авиакатастрофа на Тенерифе

27 марта 1977 года два «Боинга-747», полных пассажиров — американский и голландский, столкнулись на взлетно-посадочной полосе из-за ошибки диспетчера, плохо владевшего английским языком. До сих пор эта катастрофа считается крупнейшая по числу в истории гражданской авиации. После трагедии были введены новые международные правила для диспетчеров и пилотов по качеству владения английским языком, из их лексикона исчезло безликое «Ок», а разрешение самолету оторваться от земли стали обозначать только выражением take-off, то есть «взлет»

Взрыв на платформе «Пайпер Альфа»

В 1988 году в Северном море взорвалась буровая платформа «Пайпер Альфа». Погибли 167 человек. После катастрофы морские платформы кардинально поменялись. Жилые и производственные блоки больше не размещают рядом, а перед началом работы все обязаны пройти обучающий курс по нормам безопасности.

Крушение поездов на Урале

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года в под Челябинском произошел взрыв газа, когда там проезжали сразу два поезда «Адлер — Новосибирск» и «Новосибирск — Адлер».
575 человек погибли, еще 623 получили серьезные травмы и стали инвалидами. Роковым оказалось то, что оба поезда выбились из графика и сошлись, спровоцировав детонацию газа, именно в этом месте. После катастрофы на железной дороге стали обозначать места сближения с газо- и нефтепроводами. И если машинист жалуется на запах углеводородов, то диспетчер может остановить движение.

Подробности — в программе «Чудо техники».

Читайте также