Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»
В Российской национальной библиотеке представили черновики и письма Анны Ахматовой. А в Фонтанном доме посвящение ей продекламировал молодой репер.
Сегодня в Петербурге, в Российской национальной библиотеке, показали шесть сотен черновиков и писем Анны Ахматовой, со дня рождения которой исполнилось ровно 120 лет. В таком объеме ее рукописи никогда еще не выставлялись и вряд ли когда будут, Ведь чтобы сохранить документы, их придется спрятать в архив.
Хотя сама Ахматова и писала что «Просто продиктованные строчки/ Ложатся в белоснежную тетрадь», из черновиков ясно, что она долго и упорно эти строчки исправляла. Некоторые слова заштрихованы столь тщательно, что даже с помощью современных технологий их сложно восстановить.
Корреспондент НТВ Николай Булкин рассмотрел документы.
Мы не всегда знаем настоящий ахматовский текст к такому выводу пришли некоторые исследователи накануне юбилея поэта. Конечно, публикаций и изданий много, но много в них и неточностей.
Возможно, виной тому те самые рукописи Анны Ахматовой, которые в этот раз в большом количестве и представили в Петербурге. Конечно, прикасаться к ним можно только в белых перчатках.
Такие черновики головоломка для исследователей. Так, к одному из представленных текстов Анна Андреевна возвращалась ни раз. Писала карандашом, перечеркивала, потом делала пометки ручкой. Специалисты уверяют: здесь 12 слоев текста. Такой вот творческий процесс.
Наталия Крайнева, старший научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки: «Если, например, она хотела, чтобы никогда никто этот текст не видел, она могла просто отрезать кусок страницы или вырезать в странице уголочек».
Как правило, среди рукописей Анны Ахматовой можно найти сразу несколько вариантов того или иного произведения, и какой из них окончательный, она не указывала. Например, стихотворение «Летний сад»: «Я к розам хочу в тот единственный сад,/ Где лучшая в мире стоит из оград». А здесь рядом на другом листочке второй вариант: «Я к розам хочу в тот таинственный сад,/ Где лучшая в мире стоит из оград». Кажется, в популярных изданиях значится «единственный сад».
Переписка Анны Ахматовой с семьей и друзьями, два детских письма ее сына, Льва Гумилёва. В одном из них он прислал отпечаток ноги, обведенный карандашом, с просьбой купить сапоги. Конечно, все, что здесь представлено, уникально, и много еще не видел никто, кроме специалистов.
Например, Анна Ахматова часто рисовала на полях. В экспозиции можно увидеть автопортрет, нигде и никем не издававшийся. Доподлинно неизвестно, что это автопортрет, но черты лица угадываются: и нос, и губы, и четки на шее постоянный атрибут молодой Ахматовой.
Кстати, саму Ахматову много и часто рисовали и фотографировали, но известно лишь об одной кинопленке с любительским видео: «И вот вошла, откинув покрывало,/ Внимательно взглянула на меня./ Ей говорю: „Ты ль Данте диктовала страницы «Ада»?“/ Отвечает: „Я“».
Выставкой в Петербурге не ограничились. В Фонтанном доме, где Ахматова прожила долгие годы, состоялось неожиданное посвящение Ахматовой. Неожиданное, потому что молодой репер исполнил свою композицию, которую написал после прочтения ахматовской «Поэмы без героя».
Что же касается архива Анны Ахматовой, то, как известно, он передавался частично из рук в руки. Исследователи и сейчас делают некоторые открытия. Но в таком количестве подлинники можно увидеть, очевидно, в первый и последний раз. Потом будут выставляться уже копии.