К’эвъялявтынмытат с Большой земли

05.09.2016, 14:00

Завтрак в тундре в четыре утра. «Хлеба, пожалуйста, масла, пожалуйста. Кусочек оленины? Да! Свежих мозгов не надо, спасибо».

Завтрак с оленеводами, что живут в ста километрах от Берингова пролива (мимо озера Кчаун и направо), на самом деле не называется завтраком. Чукчи и эскимосы будят и вежливо говорят: «Пойдём попить чай?» Настоящий завтрак будет спустя часа два, когда поспеет горячий суп из оленины.


Фото — Вадим Фефилов

До 60-х годов на Чукотке (тогда Магаданская область) было понятие «кочевой учитель». Педагог с Большой земли ехал на попутках (оленьих и собачьих упряжках, гусенично-тракторных тягачах) по оленеводческим бригадам. Учил детей грамоте, азам арифметики. Оставлял задания на следующий месяц. Приезжал и проверял.

В конце шестидесятых годов какой-то умник на материке (не иначе как в ЦК КПСС) принял решение о создании поселковых интернатов. Дети на девять месяцев лишились привычной жизни с родителями. Мало кому из подросших ребят после окончания средней школы хотелось возвращаться к невероятно тяжелой жизни в тундре.


Фото — Вадим Фефилов

Пацаны на этой фотографии НТВ, сделанной сейчас близ озера Кчаун, кажется, хотят жить, как их деды и прадеды. Да, в конце сентября после традиционной корализации (просчет поголовья, выбраковка слабых и больных оленей, ветеринарная обработка животных) им придётся вернуться в посёлок. Но пока — пока раннее утро, аркан и восторг. Школа-интернат в ста километрах.

Чукчи близ озера Кчаун дали мне новое имя: К’эвъялявтынмытат — Человек, моющий голову на холоде.


Фото — Антон Щербаков (оператор НТВ, теперь Тейкытку — Снимающий камерой)

Мы кочуем и снимаем документальный фильм для цикла «НТВ-видение». Вместе с продюсером Максимом Зириным (Рывэтгават — Договаривающийся) и оператором Павлом Романовым (Н’интейкытку — Молодой снимающий камерой).

Кто ж в районе Уэллена не знает костореза по имени Хухутан? Однажды он пошел на охоту и случайно прострелил себе ногу. Рядом ни души, а рана тяжелейшая. Пришлось ампутировать ногу самостоятельно. Для прекращения кровотечения и анестезии опустил конечность в котелок с кипящим жиром нерпы. Так выжил в тундре. Кстати, чукчанки и эскимоски никогда не кричат при родах. Считают: неприлично громко выражать свои эмоции.

Фото — Вадим Фефилов

Однажды охотник Кылгынпэгляв приехал из тундры в посёлок и пошёл в кассу за билетом. Кассир — мутная барышня с материка.

— Как звать?

Охотник держится гордо и немного снисходительно.

— Кылгынпэгляв.

— Ещё раз как-как фамилия-то?

— Кылгынпэгляв!

— Не поняла!

— Кылгынпэгляв!!

— Вы что издеваетесь?! Говорите чётче!

— Пятнадцать выстрелов !!!

Вот как переводится на русский его имя.


Читайте также