Оркнейские острова. Британское приданое датской принцессы

05.09.2016, 13:20

Если смотреть на карту, Оркнейские острова — сверху. Самый север Британии. Поэтому жители смотрят на остальных британцев свысока.


Фото — Борис Халфин

Верят, что мозговой центр планеты находится там же, где голова у человека, — наверху. То есть на севере. А южане, то есть жители Англии вообще и Лондона в частности, — это какие-то варвары. Рассказывают оркнейским детям на ночь ужасные истории про лондонские цены и перенаселенные мигрантские кварталы.

Здесь все двести тысяч коренного населения голосовали против Brexit, за союз с Европой. Они считают себя потомками викингов. За покупками и учиться ездят в Копенгаген — и ближе, и дешевле, чем Лондон.

Эти земли Британии попали в качестве приданого. Датский король не мог выдать замуж дочь. А денег не было. Тогда он предложил зятю, королю Шотландии, Оркнейские острова со всеми жителями и овцами. Места эти небогатые, оброка с них — шерсти клок. Видимо, шотландский король был эстетом — взял острова за красоту. Возможно, как и саму датскую принцессу.

На Оркнейских островах нас встретил настоящий орк Боб. После появления на свет овечки Долли он заинтересовался идеей ДНК. Провел анализ собственной крови. Выяснил, что его предки были славянами. Веке в десятом, когда викинги ходили сюда на ладьях. Видимо, с викингами пришел и какой-то русич в латах. Полюбил местные красоты и оркнейских девушек. А, может, был ими пленён.


Фото — Борис Халфин


Фото — Борис Халфин

Эта информация изменила жизнь Боба. Помимо оркнейских виски он полюбил водку «Югра». Трижды съездил в Россию. Предпринял попытку вдобавок к четырем скандинавским выучить русский язык. И вплотную занялся проектом по установлению памятника полярным конвоям в той точке, откуда они выходили в порты Советского Союза с августа 1941-го по май 1945-го.

На Оркнейских островах и в бухте Скапа-Фло в Первую и Вторую мировую располагалась британская военно-морская база. С тех пор осталось кладбище, где плиты выставлены в шеренгу, как на построении. Разрушенный центр коммуникаций, откуда в 45-м объявили о капитуляции Германии, а сейчас только блеют овцы, прячась от ветра. Остался кинотеатр на три тысячи мест для моряков, где они смотрели-пересматривали «Касабланку», а некоторые и недосматривали и уходили в новый рейд. Сейчас в самом кинотеатре можно снимать кино — ужасы про орков и гоблинов.


Фото — Борис Халфин


Фото — Борис Халфин

Но все-таки поставили один военный памятник — русским и британцам. Воткнули рядом с монументом два флага, наш и их, которые от оркнейского ветра всегда в боевом состоянии, никогда не повисают безжизненно. С северной стороны, опасной, той, откуда раньше нападали фашисты, камень покрылся защитой — лишайником. В форме кормы корабля он нависает над островом. Волны в Северном и Белом морях такие, что поднимали суда на тридцать метров. Так что только снизу на их корму и смотреть.

Бобу теперь с островов надолго не отлучиться: каждые два месяца надо менять флаги — они рвутся от ветра. Он встречает немногочисленных туристов — тех, кто не поленился приехать из Лондона на машине за пятнадцать часов посмотреть на старую военную бухту.


Фото — Борис Халфин


Фото — Борис Халфин

Он мечтает в продолжение идеи Золотого и Серебряного колец запустить туристов еще по одному — Полярному. Из шотландской бухты Скапа-Фло на Оркнейских островах отправлять группы в Мурманск и Архангельск. В комфорте, в безопасности, сытыми и накормленными. В северный круиз, где опасность осталась только одна — шторм. Нет больше фашистов ни в небе, ни в море, ни под водой. Плыви себе и смотри по сторонам на северные острова. Не со страхом — с удовольствием. Не выглядывая черные точки бомбардировщиков, — выглядывая белые, чаек. Не в перископ и не в подзорную трубу — так.

Читайте также