Протопит Штирлица рассекречен

22.06.2009, 21:03

Видео программы «Сегодня»

В московском особняке Службы внешней разведки вспоминали о высокопоставленном сотруднике гестапо Вилли Лемане, который под псевдонимом Брайтенбах снабжал ценными сведениями советскую резидентуру.

В московском особняке Службы внешней разведки вспоминали о высокопоставленном сотруднике гестапо, криминаль-комиссаре и гауптштурмфюрере СС Вилли Лемане, который под псевдонимом Брайтенбах снабжал ценными сведениями советскую резидентуру.

Этого человека еще называют «прототипом Штирлица». Леман докладывал об испытаниях нового оружия, структуре спецслужб, военных объектах, строительство которых сам же курировал, а за три дня до войны сообщил точную дату и время ее начала, что Сталин, разумеется, счел дезинформацией.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов изучил досье.

Советские секретные документы нечасто рассекречивают такими пачками. Автор книг про разведку Теодор Гладков сегодня получил сотню страниц с любопытнейшими подробностями шпионской работы. Он пишет книгу про советского агента в гестапо Вилли Лемана, который незадолго до войны был контрразведчиком на военных заводах Германии и подробно рассказывал Москве о военных приготовлениях Гитлера.

Теодор Гладков, писатель: «В последнем письме Брайтенбах сообщает, что здесь у них поселился строитель ракет Зандберг (это заместитель Вернера фон Брауна). Не может ли Брайтенбах в связи с этим сообщить нам технические подробности об этих ракетах».

Немец Вилли Леман работал на Россию с 1929о года сначала в полиции, потом в контрразведке. Он переправлял в Москву секретные шифры, предупреждал об облавах советских агентов. Одно время немцы даже поручили ему слежку за советским посольством в Берлине.

В Москве арестовывали и расстреливали его начальников, теряли связь с ценным агентом, а он сам объявлялся и предлагал новые и новые данные. В России Вилли Лемана (он же агент Брайтенбах) рассекретили недавно. И сразу возникли предположения, что вот он, прототип Штирлица. Хотя непохож, совсем не похож на полковника Исаева.

Похищенные на работе секретные документы Вилли Леман зашивал в подкладку шляпы и шел в пивную, где его ждал советский контакт с такой же шляпой. Происходил обмен шляпами. Так агент Брайтенбах много лет обманывал гестапо. Служба в полиции научила его конспирации, он еще советским агентам в Берлине давал уроки мастерства.

Теодор Гладков, писатель: «Он же говорил нашему сотруднику: в таком-то месте нельзя встречаться, потому что там всегда полно валютных спекулянтов, а они под присмотром нашей уголовной полиции. Хотел наш товарищ зайти с ним в одно заведение близи Александр-плац, но он сказал: ни в коем случае! Тут рядом полицейское управление, мои коллеги ходят сюда обедать и ужинать».

Но, пожалуй, главное, что агент Брайтенбах за несколько дней до войны назвал советскому куратору Борису Журавлёву точную дату вторжения. И сохранилась запись воспоминаний об этом самого Журавлева.

Борис Журавлёв, в 1941 году — сотрудник Берлинской резидентуры внешнеполитической разведки СССР: «Только мы поздоровались, он сразу сказал: пришел приказ о том, что в воскресенье 22 июня немецкие войска открывают военные действия против вашей страны».

Новые документы не проясняют, а запутывают дело. Почему советское руководство так провалило начало войны, если план вторжения был почти перед глазами?

Теодор Гладков, писатель: «Для меня тут загадка. И ведь не скажешь после этих фактов, что немцы напали внезапно. Ведь каждый воробей на всех площадях мира кричал об этом. Ведь не только от Брайтенбаха, не только от „Красной капеллы“ приходила информация. Глеб Рогатнев, который был резидентом в Италии, сообщал. Елисей Синицын, который был нашим резидентом в Финляндии, об этом тоже сообщал. И как это можно было „внезапно“, „без объявления войны“».

У новой книги Теодора Гладкова будет трагический конец. Известно, что связные, засланные из России, сначала провалились сами, а потом еще в Москве не приняли зашифрованный сигнал о провале. Словом, в 42-м году связные выдали суперагента Вилли Лемана, он исчез в гестапо.

Читайте также