Венецию спасают всей Италией

20.06.2009, 20:23

Видео программы «Сегодня»

В городе полным ходом идет масштабное строительство мобильной плотины, которая должна защитить город от наводнений.

В Венеции полным ходом идет масштабное строительство мобильной плотины, которая должна защитить город от наводнений. Проект с библейским именем «Моисей» оказался грандиозным — и по инженерным замыслам, и по затратам. Огромное подвижное сооружение начали строить еще в 2003-ем, а закончат не раньше, чем через три года.

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев отправился на стройку века.

В каком еще городе мира возможно такое: выходишь из кабинета мэра и оказываешься в скоростном катере, местном правительственном лимузине. Он должен доставить к месту итальянской стройки века, по смелости замысла это почти поворот рек вспять.

Элена Дзамбарди, пресс-секретарь проекта «Моисей»: «Вот ответ на вопрос, зачем мы это делаем — каждую секунду вода размывает фундамент тысяч зданий в Венеции».

Позади останутся площадь Сан-Марко, потом остров Лидо — почти в открытом море в венецианской лагуне и день и ночь работают краны и экскаваторы. Этот проект с библейским именем «Моисей» действительно должен спасти пусть не народ, но город, один из самых известных в мире.

Элена Дзамбарди, пресс-секретарь проекта «Моисей»: «Прямо под нами и будет проходить наша дамба — ничего похожего в мире пока нет. И по стоимость тоже — строительство обойдется в 4 миллиарда евро».

Что для остального мира — стихийное бедствие, то для Венеции — проза жизни. На кадрах последнего наводнения, которые случаются здесь ежегодно, видно, как вода сначала выходит из берегов, потом поднимается по щиколотку, потом заполняет магазины и рестораны. И вот уже возбужденные туристы заворачивают на гондолах на площадь Сан-Марко.

Джузеппе Каннито, владелец ресторана: «В последний раз вода поднялась вот до этого уровня. Представьте, внутри среди столиков плавали живые рыбы!»

У Джузеппе Каннито, хозяина одного из самых успешных ресторанов на Сан-Марко, есть, конечно, рецепт спасения от наводнений. Как и у всех здесь.

Джузеппе Каннито, владелец ресторана: «Мы всегда держим наготове резиновые сапоги для клиентов. Надел и жизнь продолжается. Туристы в восторге».

Наводнение в Венеции всегда было забавой для приезжих, но когда 100 лет назад из-за большой воды рухнула знаменитая колокольня на Сан-Марко, с водным аттракционом решили бороться. У ректора Венецианского университета архитектуры на стене висит карта опасных зон города — как план боевых действий.

Карло Маньяни, ректор Венецианского университета архитектуры. «Район Сан-Марко — самый исторически-ценный и, к сожалению, самый низкий. Он уходит под воду в первую очередь. За 100 лет город чего только не пытался делать, но проект „Моисей“, пожалуй, единственно возможный».

Казалось бы, очевидное решение — взять и построить защитную дамбу в Венецианской лагуне. Но это перегородит кораблям вход в порт и перекроет циркуляцию воды, что приведет к экологической катастрофе.

Инженеры нашли другое решение. На входе в бухту строится многокилометровая дамба, но не постоянная, а мобильная. Если уровень воды обычный, плиты остаются на дне. Вода прибывает и угрожает городу, то плиты всплывают до очередного отлива. Эта конструкция способна выдерживать трехметровые волны.

Строительство этого подводного чуда должно спасти чудо надводное. После столетий исследований итальянцы поняли, что дамба — это единственный шанс Венеции на выживание.

Сначала власти города боролись с экологами, потом с итальянским правительством — проект национального масштаба стоит 4 миллиарда евро. Если не помешает кризис, то в 2012 году сапоги в ресторанах на Сан-Марко уже не понадобятся — к радости местных жителей и огорчению туристов.

Читайте также