Прикоснуться к истории

13.06.2009, 19:58

Видео программы «Сегодня»

Сотни москвичей и гостей столицы смогли сделать уникальные фотографии. Те, кто оказался в центре города, стали свидетелями парада исторических трамваев.

Сегодня сотни москвичей и гостей столицы смогли сделать уникальные фотографии. Те, кто оказался в центре города, стали свидетелями парада исторических трамваев — они вышли на линии в честь 110-й годовщины появления этого вида транспорта в Москве.

Вагоны с открытыми площадками, ручными звонками и даже запряженные лошадьми — на всем этом сегодня можно было не только посидеть, но и покататься.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Малозёмова.

Историк Николай Семёнов — главный трамваефил столицы. Он написал несколько книг и две сотни статей о московском трамвае.

Николай Семёнов, кандидат исторических наук, историк общественного транспорта: «Вообще, с детства интерес был — жил рядом с трамваями в Москве, в Ногинске».

Для таких, как Николай, сегодня было раздолье. Трамвайные фанаты, обычно меняющиеся редкими фото в Интернете и выпускающие журнал под названием «Пантограф», получили редкую возможность встретиться с кумирами лично. Каждый вагон для них как живой. Главный объект поклонения — старейший в СНГ трамвай «Ф», т. е. «фонарный». Ему 102 года.

Николай Семёнов, кандидат исторических наук, историк общественного транспорта: «Реставрировали, собрав из нескольких уцелевших, но степень подлинности высока. Вот в Петербурге тоже показывают трамвай якобы 1907 года, но там новодел — собран из частей 1929 года. А здесь — все до Первой мировой войны».

Любопытно, что 110 лет назад электрический трамвай, сменявший конки, пробивался в Москву вопреки начальнику городской полиции Трепову. Ему, по слухам, не нравилось, что новая машина едет быстрее его кареты.

Из милых деталей последующих лет: советские трамваи, собранные из излишков запчастей для троллейбусов (отсюда квадратный нос), пункт в правилах «запрещается открывать окна без согласия всех пассажиров» и решетка впереди, чтобы зазевавшиеся люди и собаки не попадали под колеса.

Если внимательно пересмотреть «Место встречи изменить нельзя», можно заметить смешную деталь — во всех трамвайных сценах как будто случайно вагон с одним и тем же номером — 2170. На самом деле киношникам просто некуда было деваться: этот КМ («Коломенский Моторный») — единственный сохранившийся экземпляр главной московской модели 30–40-х. Чего тут только не снимали, но главная сцена — конечно, та, где лишается свободы Костя Сапрыкин по кличке Кирпич.

Надо было сегодня проехать в этом самом трамвае, чтобы почувствовать — да, тесно, да, гремит, но для скольких людей такой была их молодость!

Галина Власова, пенсионерка: «Я была тогда еще ребенком, и я помню, как во время бомбёжек ходили вот такие трамваи. Все были переполненные, люди висели на подножках».

Ну а трамваефилы сегодня смотрели на восхищенную публику и все надеялись — ну, может, хоть теперь в Москве появится музей общественного транспорта? Пока экспонаты разбросаны по депо и увидеть их вместе можно только по таким редким случаям, как сегодня.

Читайте также