Подарок москвичам

13.06.2009, 17:35

Видео программы «Сегодня»

В Москве состоялся парад ретровагонов. На маршрут Чистые пруды — Шабловка вышли трамваи, которые в разные годы ездили по столице.

В Москве сегодня состоялся парад ретровагонов. На маршрут Чистые пруды — Шабловка вышли трамваи, которые в разные годы ездили по столице. А возглавила колонну знаменитая двухэтажная конка, запряженная четверкой лошадей.

По рельсам в прошлое прокатился корреспондент НТВ Илья Бухтуев.

Вес — пять тонн, мощность — четыре лошадиные силы, корпус — фанера, отделка — бук и дуб. Конка — так называется самая первая модель трамвая — производила на водителей магическое действие. Они притормаживали и долгим взглядом провожали странную процессию.

Этот вагон восстанавливали больше года и скрупулезно — по дореволюционным снимкам. Вместимость конки — 38 человек, это вместе со вторым этажом. При полной пассажирской загрузке и на современных рельсах конка способна развивать скорость до восьми километров в час.

Все модели — музейные экспонаты, но в таком хорошем состоянии, что и сегодня на ходу. Мы в вагоне «Ф» — «фонарный». Год выпуска — 1906-й. Стоимость билета тогда зависела от дальности поездки. Стоять в салоне при движении категорически запрещалось, а вот вагоновожатый, напротив, возможности присесть не имел.

Михаил Егоров, заместитель директора Музея пассажирского транспорта Москвы ГУП «Мосгортранс»: «Считалось, что если вагоновожатый стоит, он никогда не уснет, а значит, с этим вагоном не будет никакого несчастья. Вот так понималась тогда проблема безопасности движения».

Полы в вагонах до конца 60-х были рифлеными. Трамвай зимой не отапливался, но в нем, конечно, все равно было теплей, чем снаружи. Снег на валенках таял — калоши могли себе позволить далеко не все, — и вода попадала в зазоры между рейками. Валенки, таким образом, не портились и не мокли.

В знаменитом КМ больше полувека возил москвичей и страшно полюбился кинорежиссерам. Сейчас в нем почему-то не открываются окна.

Михаил Егоров, заместитель директора Музея пассажирского транспорта Москвы ГУП «Мосгортранс»: «Именно в нем, вот в салоне, где мы сейчас сидим, Жеглов и Шарапов брали Кирпича. Именно в этом вагоне ехали герои „Покровских ворот“. И во многих других фильмах фигурирует этот старый трамвай».

Впрочем, по каждой модели трамвая можно изучать если не историю страны, то изменения, которые происходили в науке. Новые технические достижения отследить можно. Этот вид транспорта свою надежность доказал и в нелегкой конкурентной борьбе не сдается.

Читайте также