Чеховская комедия в новом прочтении

11.06.2009, 17:23

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

«Ленком» решил показать премьеру спектакля «Вишневый сад» в Петербурге.

«Ленком» решил показать премьеру спектакля «Вишневый сад» в Петербурге. Москвичи увидят его только в следующем театральном сезоне. Петербуржцы же оценят постановку 12 июня, в День России.

Это весьма символично, ведь сам Чехов говорил: «Вся Россия — наш сад». Правда, увидеть звездный состав на сцене БДТ удовольствие не из дешевых: стоимость билетов достигает семи тысяч рублей.

Но состав действительно поражает. В роли Фирса — Леонид Броневой, Раневской — Александра Захарова, а Гаева играет Александр Збруев. Да и оформление спектакля сделано со столичным размахом.

Столичную постановку оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Для того чтобы только доставить из Москвы сценическое оборудование и декорации для спектакля «Вишневый сад», потребовалось шесть фур. А на сцене БДТ практически сделали вторые подмостки — этот настил. Это делалось для того, чтобы деревянная стенка, которая напоминает веранду старой усадьбы, во время действия двигалась. В ленкомовской версии старый помещичий дом оживает.

Чтобы сценическая механика сработала идеально, надо все проверить досконально. Ведь никогда «Ленком» не играл премьеры на выезде. А здесь «Вишневый сад» да еще и на легендарной сцене БДТ.

Сложные конструкции собирали в Москве только один раз. Поэтому приехала усиленная бригада техников из 47 человек. Художник-постановщик Алексей Кондратьев говорит, что пытался воспроизвести элементы старых русских усадеб, таких как металлические фермы.

Алексей Кондратьев, художник-постановщик спектакля «Вишнёвый сад»: «Это один из аналогов стеклянных русских усадеб XIX века, которые сохранились кусочками. Конечно, этот спектакль не совсем реалистичный. Он в какой-то степени условный и поэтичный, поэтому точных адресов я вам не дам».

Каким будет новый «Вишневый сад» сказать мог только его создатель — Марк Захаров. За два дня до премьеры в Петербург приехал художественный руководитель Ленкома вместе с исполнительницей роли Раневской — Александрой Захаровой.

В Москве сыграли только генеральную для своих, поэтому актриса очень волновалась. И объяснила разницу между публикой двух столиц.

Александра Захаров, народная артистка России: «Я очень волнуюсь перед зрителям. Они даже сидят по-другому. Петербуржцы к тебе тянутся. А говорить что-то о роли, о Раневской я боюсь. Приходите, приходите! У нас необычный спектакль. В первую очередь, потому что это А. П. Чехов и М. А. Захаров».

Вечный художественный спор, что написал Чехов, Захаров решил однозначно: конечно, комедию. Вишневый сад — не просто красивая метафора о старой патриархальной России. Это еще и рассуждения о национальной неуверенности в ближайшем будущем. Особенно для людей, обремененных собственностью.

Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель московского театра «Ленком»: «В России собственность ничего не значит. Я испортил настроение одному интервьюеру, сказав, что завтра могут прийти и на ваши шесть соток. У нее на глазах появились слезы. Она кивнуда: „Да, у нас расширяют Каширское шоссе“. Конечно, это вульгарные аналогии».

Вырубают вишневый сад или отнимают, в конце концов, такая безысходность была интересна и в классическом варианте 100 лет назад, и в новом прочтении. По признанию Захарова, в этой постановке многое перевернуто и сделано вопреки чеховским сценическим законам.

Бунин как-то заметил: сад из вишен — большая редкость. В дворянских усадьбах таких садов вообще не было. Это просто символ того светлого и хорошего, что дано богом и чего люди лишаются.

Читайте также