Концерт не для всех

09.06.2009, 17:26

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В малом зале филармонии публике представили музыкальный перформанс и звуковые инсталляции на произведения современных живописцев. Слушатели оказались к этому не готовы.

В малом зале Петербургской филармонии публике представили музыкальный перформанс и звуковые инсталляции на произведения современных живописцев. Все это называется концертом художественной музыки.

От публики требовалось только одно — понимание. Но не все зрители оправдали ожидание организаторов.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков не смог до конца дослушать звуки, которые извлекали некоторые исполнители.

Авторы концерта «Художественная музыка» не скрывают, что это эксперимент. Хотя музыкальные инсталляции с петербургскими художниками проводятся уже в пятый раз. Но впервые в академическом зале.

Первоначально проект задумывался ради того, чтобы вывести классическую музыку из филармонии в галереи современного искусства. Сегодня наоборот: музыку художников в исполнении классических музыкантов вернули в Мекку академического искусства.

Такие звуки Сергей Бугаев извлекает буквально из воздуха. В этом ему помогли новые технологии. «Оркестр неизвестных инструментов» Африки построен только на цифровых устройствах.

Сергей Бугаев (Африка), художник, музыкант: «Был такой человек как Термент. Он играл на неком цифровом инструменте. Сейчас все стало гораздо проще. Есть инфракрасные датчики, которые позволяют контролировать звук. Мы объединились с коллегами, независимыми музыкантами, которые занимаются работой с электроакустикой».

Любой сценическое действо в этом зале всегда предваряет ведущий. Кадры на экране — партитура, старательно натертая на терке, сопровождаются неожиданными звуками. Хотя музыканты извлекают их из вполне привычных для этого зала инструментов.

Многие зрители явно не ожидали такого концерта. Кто-то смеялся, кто-то решал кроссворды, кто-то медитировал. Некоторые покинули зал, не оценив новаторского подхода к музыке.

Публика Малого зала явно оказалась не готова к таким музыкальным перформансам. Композитора Владимира Раннева коллеги считают явно очень продвинутым в современной музыке, он и объяснил происходящее на сцене.

Владимир Раннев, куратор концерта художественной музыки: «Мне трудно сказать. Скорее это относится к такой категории, как флюксус. Такое было понятие оно и сейчас существует. Это течение инструментального театра, музыкального перформанса, возникшее в Кёльне в 60-х годах».

Именно поэтому западная публика успела привыкнуть к неожиданным концертам в академических залах. В России зритель более консервативен. То, что было продемонстрировано сегодня, конечно, уже далеко не классический авангард. Но в 70-х годах прошлого века зал также реагировал на произведения великого Шнитке.

Читайте также