Плата за безопасность

09.06.2009, 19:43

Видео программы «Сегодня»

Госдума в первом чтении приняла законопроект, которому явно обрадуются все, кто из-за частых новостей об авиакрушениях стал бояться летать.

Госдума сегодня в первом чтении приняла законопроект, которому явно обрадуются все, кто из-за частых новостей об авиакрушениях стал бояться летать. Депутаты ужесточают наказания за нарушение правил авиационной безопасности.

Касается это как самих авиакомпаний, так и пассажиров. Им за невыполнение требований командира экипажа придется заплатить в 50 раз больше, чем сейчас. Ну а самое строгое наказание ждет пьяных пилотов. Только один такой выявленный случай — в сентябре прошлого года в Перми — привел к катастрофе, в которой погибли 88 человек.

Корреспондент НТВ Дмитрий Новиков изучил законопроект.

По поводу введения более жестких мер за нарушение норм авиационной безопасности среди парламентариев никаких дискуссий не было. Все только «за». Каждый депутат порой по несколько раз в месяц куда-нибудь улетает или прилетает. Но звучавшие с трибуны статистические данные удивили даже бывалых депутатов-авиапассажиров.

Сергей Аристов, заместитель министра транспорта РФ: «Участились случаи нарушения правил перевозки пассажиров и грузов, полетов на незарегистрированных воздушных судах, без необходимых судовых документов, выявлены факты управления воздушным судном в нетрезвом состоянии».

В нетрезвом состоянии — это о рухнувшем год назад «Боинге» Москва — Пермь. Ведь кроме СМС одного из пассажиров о капитане судна с текстом: «Совершенно пьяный человек», чуть позже была еще и экспертиза ДНК, подтвердившая наличие алкоголя в организме командира экипажа. Но если это — единичный случай, то другие нарушения норм безопасности на авиатранспорте происходят сплошь и рядом.

Александр Москалец, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству: «Даже срабатывание бортовых автоматических систем для предотвращения столкновения в воздухе в большинстве случаев происходило из-за невыполнения экипажами рекомендаций по выдерживанию вертикальных скоростей набора высоты или снижения».

Большинство авиапроисшествий как раз и связано с тем, что экипажи не выполняют рекомендаций наземных служб — то, что потом, при расследовании катастроф, в качестве причины специалисты называют «человеческим фактором». Еще — отсутствующие на некоторых воздушных судах поисковые и аварийно спасательные средства, летные экипажи, укомплектованные не совсем опытными пилотами, а порой и плохо знающими тот тип самолета, за штурвал которого их сажает руководство авиакомпаний.

Согласно законопроекту, нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет наложение штрафа. На граждан — в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Сейчас это в два раза меньше — от 1 до 2 тысяч рублей. На должностных лиц — от 25 до 30 тысяч рублей. Здесь законодатели ужесточают наказание почти в 10 раз — сейчас это от 2 до 4 тысяч.

Но самые суровые штрафы законопроект предусматривает для юридических лиц, т. е. авиакомпаний — от 250 до 300 тысяч рублей. Сейчас — от 20 до 30 тысяч рублей. Что же касается вождения самолета в пьяном виде, то это лишение прав на срок от 2 до 3 лет.

Сергей Шишкарёв, председатель Комитета Госдума РФ по транспорту: «Там нужна быстрота реакции, динамичная способность оценивать обстановку — скорости очень большие. Техника — сверхсовременная, сложная. И управлять этой техникой даже в состоянии легкого опьянения — это реальная угроза».

Законодатели не обошли своим вниманием и авиапассажиров. Их неадекватное поведение на борту теперь тоже будет стоить денег. До пяти тысяч рублей за невыполнение требований командира экипажа, за распитие алкогольных напитков и за пьяные драки на борту. Ведь когда много выпивают, становятся неуправляемыми.

Евгений Воробьёв, старший бортпроводник: «Был такой случай: пассажир вытащил спасательный жилет, ушел в хвост самолёта, надел жилет, надул и побежал по проходу с криком: „Мы тонем!“».

Главный аргумент для ужесточения мер наказания за нарушение норм авиационной безопасности таков: это позволит если не избежать, то уменьшить количество авиапроисшествий.

Читайте также