Есть ли будущее у единой Европы?

08.06.2009, 20:11

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

После выборов в Европарламент многие задаются вопросом, насколько разрозненный Старый Свет сможет консолидированно работать и управлять.

Объединенная Европа подводит сегодня итоги выборов. 375 миллионов человек в 27 странах в течение четырех дней голосовали за кандидатов в новый состав Европарламента.

Уже ясно, что расклад сил в нем останется примерно таким, как был. Общую победу, как и пять лет назад, одержала Европейская народная партия. Впрочем, свидетельствует собкор НТВ Вадим Глускер, без неожиданностей все же не обошлось.

Ровно 30 лет назад было решено проводить прямые выборы в Европейский парламент. До 79-го года национальные парламенты государств просто делегировали своих представителей в Брюссель. Но было это вовсе не так недемократично, а главное дешево.

Особенно в свете последних событий. Так, накануне выяснилось, что политическое сознание европейцев не на высоте. Да и явка в 43% — это самый худший, самый низкий показатель за всю историю единой Европы.

После подобного провала звучат голоса тех, кто требует формировать единые партийные списки для всех стран. Впрочем, не известно еще, скажет ли что-то избирателю, например, в Латвии фамилия пусть даже самого известного румынского политика.

Как бы то ни было, пока основная европейская тенденция сохранилась. Лидерство в Европарламенте за Европейской народной партией, то есть за проевропейскими консерваторами. 267 мест из 736. 160 — за социалистами, 80 мест у либералов и 50 — у партии «зеленых».

Ханс-Герт Пёттеринг, председатель Европейского парламента: «Я рад, что партии, выступающие за европейскую интеграцию, сумели получить большинство в новом парламенте. Они будут работать на благо новой Европы и поведут ее к светлому будущему».

Еще одна любопытная деталь. Правящие партии Германии, Франции или Польши победили на этих выборах. Так что никакого протестного голосования в эпоху кризиса, никакие скандальные фотографии Сильвио Берлускони, ни его развод не повлияли на голоса избирателей. В итоге — сокрушительная победа правящей коалиции в Италии.

Впрочем, теперь главная задача победителей это объединиться против популистов и евроскептиков, которые в этом парламенте будут представлены как никогда. Чего стоит, например, прошедшая в Европарламент шведская Партия пиратов — третья политическая сила страны, выступающая за отмену авторских прав, — или ультраправая Британская национальная партия.

Ник Гриффин, лидер Британской национальной партии: «Тысячи избирателей продемонстрировали свое отношение к лживой старой партии. Вместе с Национальной британской партией в стране вновь воцарят правда и правосудие. Это большая победа».

Результаты правящих в Великобритании лейбористов — это отдельная история. Это даже хуже, чем простое протестное голосование — только 11 мест из 72 отведенных в Европарламенте для Соединенного Королевства.

А главный вопрос после этих выборов — насколько такая разрозненная Европа сможет консолидированно работать и управлять? И сохранит ли свой пост председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу? По последним данным, у него снова неплохие шансы остаться у руля единой Европы на ближайшие пять лет.

Читайте также