Минута на излечение сердца

08.06.2009, 16:54

Видео программы «Сегодня»

Врачи с помощью специальной технологии спроектировали на компьютере трехмерную модель сердца и определили место, где происходит сбой.

За 19 лет борьба с аритмией сильно эволюционировала. В 80-х ее лечили только на открытом сердце, потом придумали криогенный способ. Им на смену пришла радиочастотная аблация, а теперь обновили методику диагностирования.

С помощью специальной технологии врачи проектируют на компьютере трехмерную модель сердца. Так они абсолютно точно определяют место, где происходит сбой. И в итоге само лечение занимает чуть больше одной минуты.

Корреспондент НТВ Александр Калинин наблюдал за виртуозной работой хирургов.

Тут сразу и не поймешь что это — новое слово в кардиохирургии или программировании? Ведь прорыв в лечении аритмии осуществили именно компьютерщики. Это они придумали как без рентгена и проникновения в сердце создать его трехмерную модель да еще с наглядным изображением — причиной заболевания.

Врачу только и остается, что добраться до красной точки и фактически прижечь ее с помощью катетера, кончик которого может нагреваться до температуры 50 градусов.

Амиран Ревишвили, кардиохирург: «На картинке показана аорта, правый желудочек и легочная артерия. До точки, которая была указана ранее, я добрался за считанные секунды. В этой зоне мы воздействуем и получаем эффект. Таким образом, диагностика с помощью этой программы проводиться на площади в пределах двух-трех миллиметров».

В новом способе диагностики заключается вся уникальность операции. Раньше источник болезни выявляли в течение нескольких часов. Врачи и пациент подвергались длительному рентгеновскому облучению. Теперь все делает компьютер, а сама операция занимает считанные минуты.

Казалось бы, кардиохирургия не терпит суеты, но сегодня скорость — это, пожалуй, главное достижение российских врачей. Если раньше о желудочковой тахикардии избавляли на операциях, которые длились два и даже три часа, то сегодня 14-летняя Гульноза стала здоровой всего за одну минуту и 18 секунд.

В 14 лет сердце если и болит, то только в переносном смысле — от первых влюбленностей. У старшеклассницы Гульнозы все было по-настоящему и без детской романтики. От желудочковой тахикардии она мучилась три года. Чувствовала, как неожиданно учащается пульс, иногда даже теряла сознание. Но уже завтра ее могут выписать, никакой реабилитации после такой операции не требуется.

Гульчехра Маматова, мать Гульнозы Маматовой: «Вчера приходила, утром звонила, а она спала. Говорит: мамочка, я сплю. Я пообещала ей попозже перезвонить. Позвонила, а мне сказали, что она в операционной».
Рустам Маматов, отец Гульнозы Маматовой: «Мы хотели поехать отдыхать в этом году».
Гульчехра Маматова, мать Гульнозы Маматовой: «В Таджикистан думали, на родину».

За какие-то 19 лет борьба с аритмией эволюционировала так, что даже не верится. В 80-х ее лечили только на открытом сердце — вскрывали грудную клетку и буквально вырезали проблемный участок сердца. Потом придумали криогенный способ, когда группу патологических клеток замораживали жидким азотом. Им на смену пришла радиочастотная аблация, по-простому прижигание. Теперь обновили методику диагностирования.

Лео Бокерия, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева: «Во-первых, психологически, конечно, больной не успевает напугаться, что называется. Во-вторых, мы же не используем искусственное кровообращение, больной действительно не находится под облучением. Эти факторы очень значимы для человека, для его организма. Ему не нужно время на восстановление».

Следующий шаг — бесконтактная хирургия, когда очаг болезни будут уничтожать специальными лучами. Если сравнивать совсем грубо, это будет что-то вроде микроволновой печи, только направленного действия. Впрочем, подробности этого проекта хирурги Бакулевки пока держат в секрете.

Читайте также