Дешевый битум и асфальтовая крошка: как воруют на строительстве дорог

18.06.2016, 11:00

Видео программы «Главная дорога»

Дороги — одна из двух российских бед. Свежий асфальт сходит через месяц, даже на новых трассах водители разбивают подвеску. Пока выделенные на ремонт миллионы уходят не на дороги, ученые ищут законные способы экономить. Новый асфальт — прочный и даже съедобный.

Укладку асфальта в Ухте проводили с поправкой на погоду, нарядив рабочих в дождевики.

Никита Танасьев, гражданский активист: «Асфальт был уложен не по технологии — в грязь, в дождь, к тому же местами не был обработан битумом».

Валерий Добров почти 10 лет работал технологом дорожно-строительной компании. Он уволился, устав от воровства чиновников.

Валерий Добров, бывший технолог дорожно-строительной компании: «Как правило, доходит непосредственно до объекта не более 30–50%. Дорожники вынуждены выкручиваться. Более дешевый битум, меньше содержания щебня в асфальте, в большом количестве повторно из асфальтовой крошки еще раз варят асфальт».

Неудивительно, что даже дороги соседней Белоруссии вызывают зависть российских водителей. Климат тот же, но асфальт отличный. На все деньги, выделенные на ремонт, здесь делают дороги.

В России на дороги даже есть гарантия. На верхний слой — 4 года, на основание — 6 лет. Но это лишь рекомендация Минтранса. Перепады температур, реагенты, шипы, перегруженные фуры, плюс несоблюдение технологий разрушают даже хорошее покрытие.

Асфальтобетон, который успешно служит годами, давно придуман. Например, крупный щебень и полимер-битумный вяжущий компонент делают поверхность магистрали прочной и износостойкой. В Московском автодорожном институте продолжают совершенствовать серный асфальтобетон. Часть битума в нем заменили на серу. Покрытие и долговечное, и почти вдвое дешевле полимер-битумного.

Юрий Васильев, профессор МАДИ: «Могу и сейчас тоже продемонстрировать. Материал абсолютно нетоксичный, абсолютно невредный».

Даже износостойкий асфальт не может служить годы, если воровать на каждом объекте. В Омской области на строительстве только одной дороги украли миллионы. В Алтайском крае дорожники удивили даже своих коллег. Там новая трасса покрылась волдырями.

Нагрузки растут, проезжие части, построенные по ГОСТам прошлого века, не справляются, а новых стандартов современных дорог нет даже в проекте. Подробнее об этом смотрите в программе «Главная дорога».

Читайте также