Центр нового мира

06.06.2009, 20:12

Видео программы «Сегодня»

В Венеции официально открылась Международная биеннале современного искусства, которая в этом году проходит под девизом «Создавая миры».

Романтическая Венеция сегодня стала центром нового мира, точнее сразу 77 миров — по количеству стран-участниц. Этим утром там официально открылась Международная биеннале современного искусства, которая в этом году проходит под девизом «Создавая миры».

Вот уже сто с лишним лет художники со всего света обустраивают на берегах живописной лагуны свои национальные павильоны. Борьба в них идет не только за внимание публики, но и за главный приз биеннале — «Золотого льва».

Корреспондент НТВ Егор Колыванов отправился в путешествие по выдуманной Вселенной.

53-я Венецианская биеннале современного искусства проходит под названием «Создавая миры». Но на самом деле — и это видно из формулировки — название совершенно условное, поскольку любой художник (что бы он ни привез на выставку) может сказать: ну, вот такой он — мой художественный мир.

Конечно, приятнее приплыть на биеннале на собственной яхте, что некоторые и делают. Но все же большинство добираются до парка Джардини на переполненных вапаретто, чтобы почти сразу встать в какую-нибудь очередь. Здесь можно долго плутать и легко запутаться в инсталляции аргентинского художника Томаса Сарасено. Сотни метров веревок, шнурков и ниток с математической точностью сплетены в форме органических клеток.

Даниэль Бирнбаум, куратор Венецианской биеннале: «В отличие от музеев, куда мы приходим увидеть признанные произведения искусства, биеннале — это, скорее, площадка для творческих поисков и экспериментов».

Эстонская художница Кристина Норман показывает в Венеции проект «После войны». Под войной подразумевается борьба, развернувшаяся вокруг переноса Бронзового солдата. Позолоченная копия монумента находится в подвешенном и как бы пограничном состоянии между двумя версиями событии.

Кристина Норман, художница: «Я не выбираю ни одну из сторон. И вообще задаю вопрос: а существует ли настоящая история, какая-то универсальная?»

Открытие русского павильона привлекло большое внимание, что неудивительно — с таким-то фуршетом перед входом. Здание, построенное в 1914 году по проекту Щусева, в очередной раз подновили, чтобы одну из стен эффектно разрушить поролоновым мотоциклистом.

Сергей Шеховцев, художник: «Данная композиция говорит о том, что гонщик вырывается из жизни. Он стремится в будущее, стремится к победе».

В этом зале густо пахнет нефтепродуктами. Две уменьшенные копии Ники Самофракийской. В одной циркулирует настоящая нефть, во второй — хотелось верить — искусственная кровь.

Андрей Молодкин, художник: «Зачем же пользоваться искусственной кровью, когда у нас есть настоящая. Кто-то скажет, что ее можно было бы использовать иначе, например, отдать умирающим людям. Да только умирающему искусству кровь тоже нужна».

Андрей предложил и нам немного пожертвовать для искусства, но мы отказались, сославшись на малокровие. Учитывая, что Венецианская биеннале продлится на ноября, возможность оставить свой кровавый след в искусстве появится у многих.

Читайте также