Последнее рукопожатие истории

05.06.2009, 17:26

Видео программы «Сегодня»

Борис Покровский был символом целой эпохи в оперном искусстве. В течение 20 лет он был главным режиссером Большого, а в 70-е создал собственный Камерный музыкальный театр.

Борис Покровский был символом целой эпохи в оперном искусстве. В течение 20 лет он был главным режиссером Большого, а в 70-е создал собственный Камерный музыкальный театр, который со дня основания задал новый тон в жанре оперы.

Его называют «романтиком сцены» и одновременно ревностным хранителем традиций и блестящим новатором. А он верил, что театр — это храм, а главное для режиссера — воля и верность искусству — ему Покровский служил всю свою жизнь. Сегодня утром Бориса Покровского не стало.

Репортаж корреспондента НТВ Георгия Гривенного.

О нем как-то написали: «Последнее рукопожатие истории». И действительно — Борис Покровский как никто другой олицетворял собой связь времен. Его учили музыке сестры Гнесины, чьим именем назовут потом знаменитое училище. Он сидел за одной партой с Товстоноговым, присутствовал на репетициях у Станиславского и Мейерхольда.

Наконец, именно ему, еще широко неизвестному, но уже срочно вызванному правительственной телеграммой из Горького в Москву режиссеру, композитор Прокофьев лично исполнял только что написанную музыку к опере «Война и мир». Именно с этой постановки и началось то время, что впоследствии назовут «эпохой Покровского».

Борис Покровский, народный артист СССР (январь, 2007 г.): «Я ставил очень много грандиозных спектаклей в Большом театре, в которых я мечтал найти интим».

За 40 лет в Большом театре более 40 опер, каждой из которых посвящали не рецензии даже, а целые исследования. «Отелло» Покровского признали шедевром и лучшей версией творения Верди. Но в 72-м он создает свой параллельный мир — Камерный музыкальный театр, объясняя это тем, что на классической сцене мало место для экспериментов.

С учетом того, что он уже сам тогда считался классиком, решение многим показалось как минимум спорным. Но Покровский смог всех переубедить, как часто переубеждал несогласных с его видением искусства.

Борис Покровский, народный артист СССР (январь, 2007 г.): «У меня бывали случаи, когда какие-то знаменитые актеры приходили для того, чтобы устроить мне скандал на репетиции, чтобы доказать какой я плохой режиссер, но через десять минут оказывались моими поклонниками. Это бывало так. А я становился поклонником их».

Актерские имена вокруг Покровского всегда были соответствующие, первой звездной величины — Вишневская, Атлантов, Образцова. И всегда признавались: если и спорили с режиссером, то недолго.

Галина Вишневская, народная артистка СССР: «Что бы он ни сказал, я всегда только и делала, что выполняла то, что он мне велел».

Он говорил: «У меня никогда не было хобби. Только опера и моя семья». Что, впрочем, одно и то же, когда жена — солистка Большого театра.

Ирина Масленникова, супруга Бориса Покровского: «Я не думаю, что если женщина думает — вот, мол, это гений, надо за него выйти замуж. Это, по-моему, неправильная постановка вопроса. Это потом оказывается, что он гений».

В творческом поиске он перепробовал все — от древнерусской оперы до ультрасовременного звучания. И многих так удивляло это сочетание консерватора и авангардиста в одном человеке.

Борис Покровский, народный артист СССР (март 2001 г.): «Не хочу играть в некоторой чрезмерной современности, в желании идти в ногу со временем. Потому что я уверен, что время идет в ногу с Моцартом».

Зураб Соткилава, народный артист СССР: «Придя в Большой театр, я научился понимать, что опера — не испускание звуков, в опере звук несет мысль, и эту мысль внушал Борис Александрович».

В Камерном музыкальном театре, ставшем вместе со своим основателем Академическим, никогда и не подсчитывали, сколько раз после премьер звучали овации в адрес главного постановщика. Все равно со счета собьешься. Но и теперь, после ухода Бориса Покровского, новые аплодисменты в этих стенах все так же будут раздаваться, конечно же, в его честь.

Читайте также