Ослепляющий блеск костяного фарфора

05.06.2009, 14:21

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На Императорском фарфоровом заводе отмечают 40-летие самого хрупкого произведения прикладного искусства.

На Императорском фарфоровом заводе отмечают 40-летие уникального материала — костяного фарфора. Таким неприглядным, на первый взгляд, названием именуются тончайшие и удивительные произведения искусства.

Впрочем, изначально этот фарфор назывался совсем по-другому. Его изобрели в Англии в XVIII веке и нарекли королевским, или белым золотом. Российские мастера попытались раскрыть британский секрет. Получилось после того, как в состав стали добавлять золу из костей животных.

О костяном фарфоре, который всегда был больше знаком вип-персонам, чем обычным гражданам, — в материале корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Благодаря формовочному полуавтомату, костяной фарфор можно изготавливать в промышленных объемах. Тем не менее конвеерное производство чашек и блюдец с особой тонкой стенкой без ручного труда пока обойтись не может.

Одна из причин, почему на производстве фарфора, в частности, костяного работают женщины. Это невероятная хрупкость форм. Только женским нежным ручкам удается за смену обработать несколько десятков изделий, не нарушая их целостности.

Заготовка ломается даже при легком нажатии. Эксклюзивные вещи делаются вручную. Для получения изящных сухарниц, сливочников и чашек необходима ловкость мастера.

Особо важен состав шликера — массы для производства костяного фарфора. Это и есть ноу-хау завода. В конце 60-х годов прошлого века на ЛФЗ создали изделие, которое до сих пор не имеет аналогов в мире.

Со стенками толщиной примерно 1 миллиметр. Исходные компоненты: глина, каолин, полевой шпат и главное — 45 процентов костяной золы. Сегодня, чтобы не отравлять городскую среду, костяной пепел крупного рогатого скота привозят из Англии.

Еще один секрет — особый режим обжига хрупкого полуфабриката. Опытную партию сделали в мае 1969 года, а уже в июне продукция появилась на прилавках магазинов. Потребителей поражали тонкие стенки, пропускающие свет.

На родине костяного фарфора в Великобритании такого совершенства не достигли. Все наши разработчики получили госпремии СССР. Сервиз в форме яблока лично оценил товарищ Брежнев.

Лариса Великодная, лауреат Государственной премии СССР за разработку производства костяного фарфора: «Генеральным секретарем нашей партии сервиз из костяного фарфора был подарен Индире Ганди. Не совсем удачная судьба была у этого сервиза, Дело в том, что на каком-то этапе в начале 70-х он почему-то оказался невостребованным покупателем. Но в начале этого столетия на него открылся бум, когда у нас хотели заказать 20 тысяч чашек в форме яблочка».

Достигая идеала, на заводе набили много шишек. Неудачная глина пузырилась, добавление золы из костей птиц давало фиолетовый оттенок. Многие художники не признавали костяной фарфор. Сегодня «Розовый букет» Марии Матвеевой на каждой чашке неповторим и ценится как произведение искусства.

Мария Матвеева, художник по росписи фарфора: «Все это принадлежит заводу. Это как бы не мое. А такую расписную чашечку, конечно, хотелось подарить».

Подарки на высоком уровне продолжают делать и сегодня. Чашки старой формы корниловского завода с гербом Петербурга к 300-летию получили президенты и монархи. Первые леди во время саммита большой восьмерки восторгались преподнесенным сервизом «Ковчег».

Но, по признанию самих сотрудников Императорского фарфорового завода, подлинной находкой и настоящим изыском художественного стиля считается сервиз под названием «Белый букет». Словно воплощение китайской мудрости «Белизной подобен нефриту, тонкостью бумаге, блеску зеркала и звонкостью цимбалам».

Читайте также