Семейное торжество

04.06.2009, 20:05

Видео программы «Сегодня»

В музее А. С. Пушкина на Пречистенке начал работу Первый всемирный съезд потомков «солнца русской поэзии».

В Москве открылся съезд для своих. В музее А. С. Пушкина на Пречистенке начал работу Первый всемирный съезд потомков «солнца русской поэзии». Через 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича в Россию приехали его пра-пра-пра-правнучатые племянники и внуки в третьем поколении.

Для некоторых из них поездка на фамильный форум стала настоящим туристическим приключением. Они впервые оказались в стране, с которой связаны семейные легенды. Ведь большая часть потомков Пушкина живет за границей, имеет другое гражданство, и не все говорят по-русски.

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный заглянул на семейное торжество.

На фоне Пушкина снимается семейство. Андрею, Александру и Даниилу Сванидзе, кажется, даже не нужен бейджик «Участник съезда». Их принадлежность к славному роду у них на головах.

Корреспондент: «Вас, наверное, про кудри чаще всего спрашивают?»
Андрей Сванидзе: «Да, тема довольно актуальная».

Они приехали из Германии, где Пушкин — просто иностранная фамилия. Там и в голову никому не придет сравнивать, например, десятилетнего Даниила с Пушкиным-лицеистом.

Корреспондент: «Как считаете, Вы на него похожи?»
Александр Сванидзе, потомок А. С. Пушкина: «Вот он, по-моему, больше похож!»

Зато здесь, в России они сразу почувствовали: Пушкин — это наше все. И даже немного больше.

Андрей Сванидзе, потомок А. С. Пушкина: «Первый всемирный съезд потомоков Пушкина — звучит очень пафосно. Но я думаю, это хорошее событие. Ведь в России половине жителей лучше и не вспоминать, чем занимались их предки, а другая половина вспоминать может. И то, что в таком большом масштабе происходит встреча разных поколений, разных социальных пластов, слоев, я думаю, это интересно».

Супруги Пушкины дома в Брюсселе перед отъездом в Москву вспоминают «семейное древо». Как и положено дворянам, по-французски. Но о самом животрепещущем, конечно же, на русском.

Александр Пушкин, потомок А. С. Пушкина: «А вот здесь какая-то чепуха получается!»
Супруга Александра Пушкина: «Это не чепуха, это тоже — родственники Пушкина! Вот его племянники, а вот Мария Александровна — моя прабабушка».

Александр Александрович — праправнук поэта, самый близкий и единственный из ныне живущих потомков поэта по мужской линии. Старший сын «того» Пушкина Александр имел 13 детей, младший, Григорий, умер бездетным.

Но усилий старшего оказалось достаточно, чтобы пушкинское древо разрослось до 58 ветвей. Потомков автора «Евгения Онегина» теперь чаще встретишь не на берегах Невы, а в Европе, Америке, Африке и даже на Гавайских островах.

Перед началом съезда потомков Пушкина пересчитали. Их оказалось ровно 234 человека. Примерно половина приехала в Москву и встретилась, конечно же, в Музее Пушкина. Под «взглядом» великого предка и под девизом в виде цитаты: «Бескорыстная мысль о том, что наши внуки будет уважены за имя, нам ими данное, не есть ль благороднейшая надежда сердца человеческого?» Судя по тому, как проходит съезд, надеялся Александр Сергеевич не зря.

В музей-квартиру А. С. Пушкина на Арбате Николай Васильевич Солдатёнков пришел в рубашке, но внутри сразу же надел рясу. Он — православный священник из Франции.

У бюста знаменитого предка Николай Васильевич пытается выяснить, похож ли на него. Ответ напоминает о том, что Николай Васильевич не только прапраправнук Пушкина, но и прапраправнучатый племянник Гоголя.

Николай Солдатёнков, потомок А. С. Пушкина: «И смотрит на меня один мужчина, а потом вдруг как начал показывать пальцем: это — Гоголь! Я уже покраснел, побледнел».

В другом зале, у конторки, за которой писал Пушкин, Солдатёнков приоткрывает «семейную тайну»: почему после А. С. Пушкина в роду поэтов так и не родилось?

Николай Солдатёнков, потомок А. С. Пушкина: «После Пушкина на русском это невозможно».

Они так и формулируют: лучше «главного» Пушкина все равно не получится, а хуже — вроде фамилия не позволяет.

Александр Сванидзе, потомок А. С. Пушкина: «Я не знаю, кем я буду, когда вырасту, но не поэтом точно».

Но поэзия это все-таки то, что их связало. Теперь вместе рассматривают выставку «Моя родословная», глядя еще вчера незнакомых людей, сегодня ставших родственниками.

Читайте также