Последние дни автогиганта

30.05.2009, 20:07

Видео программы «Сегодня»

Власти Германии сообщили о завершении операции по спасению автоконцерна «Опель» — он будет продан и избежит банкротства.

Сегодня власти Германии сообщили о завершении операции по спасению автоконцерна «Опель» — он будет продан и избежит банкротства. Покупатель — консорциум в составе австро-канадской компании «Магна» (Magna), которой отойдут 20 процентов акций, российских «Сбербанка» (35 процентов) и Горьковского автозавода. Последний акций не получит, но сможет наладить сборку «опелей» у себя.

Еще 35 процентов акций оставил у себя прежний владелец «Опеля» (Opel)- американский автогигант «Дженерал Моторс» (General Motors). Всех его проблем сделка, впрочем, не решит — концерн сам давно балансирует на грани банкротства и, похоже, вот-вот за нее перейдет.

Подробности — у собкора НТВ Антона Вольского.

Многие автомобильные магазины в США, вероятно, доживают свои последние дни. В понедельник, как и ожидается, концерн «Дженерал Моторс» объявит о своем банкротстве. И тысячи авторизованных дилеров по всей стране вынуждены будут либо переключиться на другие автомобили, либо прекратить свое существование.

В руках «Дженерал Моторс» целый букет автомобильных марок — «Шевроле» (Chevrolet), «Бьюик» (Buick), «Кадиллак» (Cadillac), «Сатурн» (Saturn), «Хаммер» (Hummer), «Понтиак» (Pontiac) и даже шведский «Сааб» (Saab)и немецкий «Опель» (Opel). Еще год назад банкротство такого гиганта даже представить было невозможно.

Ховард Сквайрс, рабочий завода «Дженерал Моторс»: «Конечно, страшно. Я никогда не думал, что „Дженерал Моторс“ может обанкротиться. Если бы мне год назад кто-нибудь сказал, что компания обанкротится, я бы его к черту послал».

В ближайшее время компания заметно похудеет — на продажу выставлены «Сааб» и «Опель», перестанут существовать «Стурн», «Понтиак» и «Хаммер». Гражданский вариант армейской машины стал воплощением губительной близорукости американских автомобилестроителей.

Идея принадлежала Арнольду Шварценеггеру, который первый «Хаммер» переоборудовал на свои деньги. Впоследствии «Хаммер» запустили в серию, несмотря на отсутствие прибыли и критику со всех сторон. Теперь этого прожорливого монстра концерн пытается сбыть китайцам.

После банкротства компания «Дженерал Моторс» фактически станет государственной. Как предполагается, в понедельник Барак Обама объявит о том, что более 70процентов акций концерна перейдут в руки американского правительства.

«Джи-эм» (GM) не единственная такая компания, то же самое уже случилось с «Крайслером» (Chrysler), несколькими банками и инвестиционными фондами. Все это дает основание критикам говорить о небывалом государственном контроле над американским бизнесом и обвинять Обаму в социализме.

Однако, как и в каждом кризисе, в банкротстве «Дженерал Моторс» есть и свои положительные стороны. Например, треть немецкого концерна «Опель» сегодня ночью была приобретена российским «Сбербанком» совместно с Горьковским автомобильным заводом. Не исключено, что в будущем «ГАЗ» сможет наладить производство «опелей» на своих конвейерах.

Что же касается плана спасения «Дженерал Моторс», то он пока прост: перейти от производства больших, очень прожорливых американских автомобилей к европейским малолитражках. Однако сказать проще, чем сделать, поскольку на такую реструктуризацию у американского правительства просто нет денег.

Читайте также