Музыка и политика сплелись воедино

29.05.2009, 18:54

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мариинском театре дают премьеру Национальной финской оперы. «Красная линия» — это история крестьянской семьи на фоне борьбы за права бедняков и свободных выборов в парламент.

Главный финский эталон жанра и бестселлер скандинавской музыки. Так говорят о постановке финской национальной оперы «Красная линия», которую сегодня вечером дают в Мариинском театре.

Ее главный герой — крестьянин-горемыка, зарезанный медведем. Это метафорический образ маленького человека, не получающего избавления от жизненных тягот и гибнущего в жерновах политической борьбы.

Как удалось финнам соединить музыку и политику, выяснял корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Указатели, развешенные на финском и английском языках, помогают ориентироваться в коридорах Мариинки большому оперному десанту из Хельсинки. В Петербург прибыли солисты, оркестр, рабочие сцены, технические сотрудники. Те, кто должен обеспечивать масштабную постановку.

Всего около 200 человек. Несмотря на сжатые сроки установки декораций, финны успевали и неторопливо поговорить, и быстро сделать все необходимое на незнакомых подмостках, и среагировать на камеру.

На сцене появился вполне реалистичный пейзаж — характерные деревянные постройки начала ХХ века. Опера написана по роману Илмари Кьянто в 1978 году Аулисом Саллиненом.

Языком высокого искусства композитор рассказал о судьбе простой крестьянской семьи. Трагедия разворачивается на фоне борьбы за права бедняков и свободных выборов в парламент. В царской России Финляндия имела свои политические особенности.

Мировая премьера оперы «Красная линия» состоялась 30 лет назад. Тогда постановку финской национальной оперы могли и не увидеть в Советском союзе. Тема борьбы за создание справедливого общества в финском изложении считалась явно неполиткорректной.

Но в начале 80-х спектакль привозили в Таллин, Ленинград, и Москву. Зрители принимали везде хорошо, а в столице партийные чиновники постановку не одобрили.

Йорма Хюннинен сегодня в театре единственный, кто был свидетелем этих гастролей. Обладатель баритона — исполнитель главной партии фермера Топи.

Йорма Хюннинен, солист Финской национальной оперы: «Мы сами даже удивились, что постановку приняли в СССР. Конечно, предыдущая версия имела много сценических условностей на сцене. Но я помню, что всех артистов одели победнее, чтобы вызвать жалость».

Жалость, может, и вызвали, но не смогли скрыть общего политического смысла. Красная линия, которой герои подчеркивают в бюллетенях на выборах народных избранников, для бедняков оборачивается кровавым исходом. Главный герой борется еще с устоями лютеранской церкви. Викарий фермеру является после смерти.

Перти Мякеля, солист Финской национальной оперы: «Дело в том, что мой герой — старый Викарий — уже умер. И главный герой слышит мой глас. Я появляюсь на облаке в его сне. Вот почему я летаю».

Одна из тем оперы — манипулирование церковью сознанием людей. И в борьбе за человеческие души участвуют приверженцы разных направлений в лютеранстве. Финны считают, что обращение к историческим событиям актуально и сегодня.

В произведении поднимаются вечные вопросы гуманизма, жизни и смерти. Но при этом музыка остается первичной. И «Красная линия» считается главным финским эталоном жанра.

Микко Франк, дирижер Финской национальной оперы: «Эту музыку невозможно сравнивать с другими мировыми произведениями. Здесь использованы национальные мотивы. И композитор Саллинен похож только на Саллинена».

Эта опера была показана в разных странах мира в общей сложности около ста раз. Безусловно, это непростое произведение с элементами сюрреализма вызывало разные эмоции, но явно прошло красной линией в душе финских любителей оперы.

Читайте также