«Первобытные мореплаватели» идут на риск

28.05.2009, 19:47

Видео программы «Сегодня»

В Карелии закончили шить лодку из бересты. На ней сотрудники Соловецкого музея-заповедника собираются проплыть 50 километров по Белому морю.

Сегодня в городе Кемь, это в Карелии, закончили шить лодку из бересты. На ней сотрудники Соловецкого музея-заповедника собираются проплыть 50 километров по Белому морю и добраться до Большого Соловецкого острова.

Рискованный эксперимент затеяли, чтобы доказать — именно на таких судах люди впервые приплыли на архипелаг. И произошло это не в Средневековье, а намного раньше — несколько тысячелетий назад.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг наблюдал за стартом нового «Тигриса».

Ранним карельским утром мастер народных промыслов Александр Шутихин расстилает у прибрежных скал берестяные листы. Вот и готово днище их будущего корабля.

Александр Шутихин, мастер-берестянщик: «Борта из бересты, шпангоуты будут из еловых веток. Стрингера будут тоже из веток рябины и ивы».

Историки Соловецкого музея-заповедника предположили, что именно так — без единого ствола, бревна, гвоздя — местные лодки строились 3, а то и 5 тысячелетий назад. И научно доказать такую гипотезу сегодня можно лишь на личном опыте. На все первобытное строительство ученые, мастера-берестянщики и сочувствующие друзья отвели себе ровно три дня.

Это сперва походило, скорее, на детектив, чем на научное исследование. Археолог Александр Мартынов сначала обнаружил на островах десятки первобытных стоянок. Затем небольшие якорные камни, явно для самых легких лодок, то есть не из древесины. И наконец решающая улика в их пользу: в Карелии нашлись древние наскальные рисунки, запечатлевшие те самые каркасные берестяные лодки.

Александр Мартынов, археолог, кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: «Лодка изображена вот таким вот образом. Вот это верхняя часть, и здесь тоже выбито все. Но есть особый вид лодок, лодки, которые изображают таким образом. У них читается прямая корма и на носу есть выступ. И есть то, что принято считать шпангоутами. Скорее всего, художник изображал каркасные лодки».

То, что два дня спустя изобразили они, у местных властей вызвало и интерес, и оторопь. Ведь это не музейный экспонат, на этом завтра вплавь. «Конечно, такой вид вызывает определенные сомнения. Просто море само по себе очень коварное», — говорят они.

У кировчанина Александра Шутихина, давно шьющего лодки на родине, свои аргументы, ведь сплавлялись уже на такой «бересте-маше» по реке — и ничего, все живы.

Александр Шутихин, мастер-берестянщик: «По Северной Двине плыла лодка, которую я построил. Плыл не я, у меня времени не было, а турист опытный — Виктор Бужинский. Он проплыл за 12 дней 600 километров».

Но так же, как безопасность, тут важна аутентичность. Они отказались от клея, шурупов и любого металла. Идеальных стройматериалов в прибрежных лесах XXI века уже не нашлось. Подходящую бересту, еловые ветки, сосновые корни и даже смесь из смолы и жира, которой защитят от воды стыковочные швы, — все привезли с собой.

Иван Дубровский, участник проекта: «Пришлось потратить время, и оно окупилось сторицей. Посмотрите на растительность, которая здесь есть! Найти такие ровненькие еловые ветки — это достаточно проблематично. А эти приехали и Архангельской области и из Кировской области».

Береста — основной материал, из которого сделана лодка. Кое-где разрывы, и на них — дополнительные заплаты, пришитые сосновыми корешками. Впереди — Белое море, открытое всем ветрам, ледяное и леденящее душу, с волной под два, а то и под пять метров. Уже послезавтра станет ясно, кто кого.

А сегодня древняя лодка уже готова. И в надежду искателям приключений остаются лишь современные песни. До отплытия с берегов Белого моря одна белая ночь.

Читайте также