Не роскошь, а средство обогащения

28.05.2009, 19:45

Видео программы «Сегодня»

Семья уфимцев Старковых провела этот день там же, где и все предыдущие — у дверей автосалона, в котором она полгода назад купила новую иномарку. Вернее, заплатила за нее. Самой машины Старковым под разными предлогами не отдают до сих пор. Такая ситуация сложилась не только в Уфе.

Семья уфимцев Старковых провела этот день там же, где и все предыдущие — у дверей автосалона, в котором она полгода назад купила новую иномарку. Вернее, заплатила за нее. Самой машины Старковым под разными предлогами не отдают до сих пор.

За это время они выяснили, что не одиноки — в такую же ситуацию попали еще около ста горожан, причем все они брали автомобиль в кредит и теперь вынуждены регулярно расплачиваться за отсутствующее имущество. На банкиров кивают и владельцы автосалона: машины, мол, в залоге, а у них, дилеров, из-за кризиса не хватает денег на обслуживание долга.

Такая ситуация сложилась не только в Уфе. О том, что салона начали подолгу задерживать передачу машин клиентам, сообщают из многих регионов, в том числе из Москвы. Эксперты подтверждают — причина действительно в кризисе и в вызванном им резком падении продаж. Только какое до этого дело людям, внесшим за свой автомобиль стопроцентную предоплату?

Корреспондент НТВ Сергей Савин изучил проблему.

Нина Старкова: «Муж вчера был, сегодня я сама, позавчера сын был, его сейчас нет, он уехал в командировку. Вот мы по очереди, по очереди сюда».

Семейное дежурство у автосалона — это от отчаяния. Еще в феврале Старковы продали старую машину и купили новый автомобиль. Договор на руках, но спустя четыре месяца авто еще на стоянке, а салон приводит очередную причину, почему его нельзя забрать.

Нина Старкова: «У нас даже и ключей нет, у нас даже Москва ключи забрала, нам так объясняют».

В Уфе более ста человек — клиенты двух автосалонов — отдали деньги за машины, но автовладельцами так и не стали. Хуже всего обстоят дела у официального дилера «Фольксвагена» (Volkswagen). Клиентам даже уже ничего не обещают.

Покупатель: «Они говорят: вы получите, но не в июне, а неизвестно когда. Творится какой-то беспредел. Создали какую-то пирамиду».

По самым скромным подсчетам здесь собрали с людей минимум 65 миллионов рублей. Пострадавшие автовладельцы убеждены: дилеры знали, что проблемы будут, но все равно машины продавали. По их словам, схема выглядит так: «Фольксваген» передал дилеру машины, салон их реализовал в рамках акции. Но полученные деньги отправил не производителю, а на погашение своих старых кредитных долгов. По факту проданные машины по-прежнему принадлежат «Фольксваген Груп Рус», а не покупателям.

Паспорта техсредств и ключи находятся также у производителя. Руководство фирм от комментариев отказываются, делегирует охрану с требованием, чтобы журналисты ничего не снимали.

«Ситуацию в стране вы оцените. При всем нашем желании сегодня вам отдать машины нет такой возможности. Нас просто банки поставили на колени, задайте вопрос правительству России», — говорит представитель автосалона.

После того как два проблемных автосалона, принадлежащих одному владельцу, попытались без шумихи инициировать процедуру банкротства в Москве, МВД республики начало проверку. Выяснилось: фирма в долгах, счет на сотни миллионов, попытка банкротства может быть преднамеренной.

Юрий Черницев, начальник Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по Республике Башкортостан: «Стали поступать обращения от кредитных учреждений, что данные организации прекратили фактически платежи по погашению кредитов».

Сейчас в автосалонах изъята документация, через две недели станет известно, будет ли возбуждено уголовное дело.

С каждым днем эмоции накаляются. Так, один из обманутых покупателей не выдержал, подогнал к салону эвакуатор и просто забрал свою машину. Ни менеджеры, ни охрана не рискнули его остановить. Остальные автолюбители пока предлагают менее радикальные варианты — пикетировать автосалоны. Люди просто не знают, что им делать дальше.

Антон Недзвецкий, заместитель председателя Московского общества по защите прав потребителей: «Какой-то период времени назад такие ситуации случались достаточно часто, потом с введением новой редакции закона „О защите прав потребителей“, который установил жесткую ответственность о нарушении срока передачи товара, их количество уменьшилось. Но вот сейчас в связи с кризисом мы опять наблюдаем ту же картину».

Во избежание репутационных потерь «Фольксваген» в России распространил открытое письмо.

«Мы рассматриваем ситуацию как форс-мажор. Очевидно, что проблемы, возникшие у дилера, — следствие тяжелой экономической ситуации. Однако также очевидно, что клиенты не должны страдать от этого, они должны как можно скорее получить свои автомобили. Поэтому мы как импортер прилагаем со своей стороны усилия к скорейшему разрешению данной проблемы», — говорится в письме.

Завтра в Уфе стартует череда судебных разбирательств. Тем временем салоны продолжают торговать машинами, а обманутые покупатели выплачивать проценты по автокредитам. Таких немало.

Читайте также