300 экспонатов к 300-летию Полтавского сражения

28.05.2009, 12:25

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня»

В Петербурге открывается выставка, посвященная 300-летию Полтавской битвы, решившей исход Северной войны.

В Петербурге открывается выставка, посвященная 300-летию Полтавской битвы, решившей исход Северной войны. Рядом с боевым мундиром победителя — Петра I — парадное седло побежденного Карла XII.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков оценил трофеи российской и шведской армий.

300 экспонатов к 300-летию Полтавского сражения. Масштаб экспозиции соизмерим с историческим значением самой битвы. Тем более, если учесть какие реликвии были отобраны для выставки в Николаевской зале Эрмитажа. За каждым тянется легенда.

Кульминационный момент боя изображен на самом раннем полотне о Полтаве, написанном Луи Караваком еще при жизни Петра в 1718 году: царь в гуще событий возглавляет знаменитую контратаку 2-го батальона. Радом с полотном — вещи, которые помнят эту победу.

Сергей Плотников, заведующий сектором «Музей гвардии» отдела истории русской культуры Эрмитажа: «Мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка, который был на Петре в день сражения. Это кафтан, офицерский шарф, шейный знак, шляпа и седло. На шляпе, если приглядеться, можно даже видеть дырку от шведской пули».

Пётр дорожил счастливым мундиром и впоследствии надевал в торжественных случаях. Есть в экспозиции и вещи оппонента. Уже установили седло, принадлежавшее Карлу ХII.

Сергей Плотников, заведующий сектором «Музей гвардии» отдела истории русской культуры Эрмитажа: «В этом седле Карл ХII под Полтавой не сидел. Дело в том, что 17-го июня 1709-го года в пикетной стычке Карл ХII получил ранение в ногу. И из-за него он не мог сесть верхом на лошадь».

Телохранители Карла ХII унесли с поля боя на носилках. Все, что осталось в лагере противника, взяли русские в качестве трофеев. Шведский музей представил мундир короля. Он уже прибыл в Петербург, но, как и другие вещи, пока проходит таможенные процедуры. Остальное принадлежит России уже 300 лет, в том числе и охотничий тесак с вензелем Карла ХII.

Василий Новосёлов, кандидат исторических наук, научный сотрудник музеев Московского Кремля: «Это то, что было обнаружено в шатре шведского лагеря. Здесь очень хорошо видна монограмма Карла ХII, который был страстным охотником. Первого своего медведя он убил еще в возрасте 11 лет».

Среди трофеев — знамена шведских полков, кирасы с вмятинами от русских пуль. Железный двухсантиметровый шар, выпущенный из фузеи, не пробивал, но вышибал кавалериста из седла. Русским офицерам достался жезл, принадлежавший одному из шведских военачальников. Есть экспозиции и жезл фельдмаршала Шереметьева.

Экспозицию, как и битву, построили на противостоянии двух держав. Экспонаты на синим фоне — шведские, русские — на зеленом. На красном — вещи, ставшие легендарными, как, например, эти литавры, в которые сначала били шведы, а потом русские. Вплоть до 1917 года с этими ударными офицеры лейб-гвардии конного полка торжественно выезжали на парад.

На выставке представлено и необычное сооружение — модель памятной колонны в честь побед Петра Великого в Северной войне. Каждое кольцо напоминает об определенном сражении российской и шведской армии. Например, второе посвящено Полтаве. Есть даже надпись: «Российский Самсон растерзал шведского льва». К сожалению, этот проект так и не был осуществлен.

Но этой идеей воспользовались в XIX веке. Только вместо скульптуры Петра на колонне установили ангела. «Совершенная Виктория», как назвали Полтавскую битву, дала возможность и самому существованию Петербурга и архитектурным находкам, и, конечно, появлению загадочных музейных раритетов, которые несут печать славы или бесславия своих владельцев, вершивших историю.

Читайте также