Петербургский театр Якобсона отмечает юбилей «Шедеврами русского балета»

13.04.2016, 19:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На свое 50-летие коллектив подготовил хореографические миниатюры, созданные еще его основателем, легендарным хореографом Леонидом Якобсоном и являющиеся визитной карточкой театра.

Сегодня вечером на сцене ДК Ленсовета коллектив представит программу «Шедевры русского балета». В нее войдут хореографические миниатюры «Свадебный кортеж» и цикл «Роден». Произведения восстанавливали педагоги-репетиторы. Те самые, которые работали с гениальным балетмейстером Леонидом Якобсоном еще полвека назад. Коллектив создавался как театр миниатюр. Сегодня, несколько десятилетий спустя, мини-балеты являются основой его репертуара, убедился корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Миниатюру о боге танца XVIII века Вестрисе Леонид Якобсон поставил для гения танца века ХХ. Михаил Барышников в 21 год поразил жюри на Первом международном конкурсе балета в Москве.

Свои первые хореографические миниатюры Якобсон создал, еще будучи в училище в 1925 году. Миниатюра — форма, которую любил балетмейстер и работал над ней на протяжении всей жизни. Это его профессиональное увлечение и привело к созданию собственной труппы. Театр, в который вдохнул жизнь гений хореографии, снова и снова обращается именно к его циклам миниатюр.

Андриан Фадеев
, художественный руководитель театра балета имени Леонида Якобсона, заслуженный артист России: «В одном из документальных фильмов он ругает себя за то, что попал именно в этот вид искусства. Оно живет мгновением. Он ошибался, и сегодня его постановки очень актуальны».

Самая оригинальная миниатюра «Свадебный кортеж» вызвала в 70-м у ленинградского управления культуры бурную реакцию.

Татьяна Квасова, педагог-репетитор театра балета имени Леонида Якобсона, заслуженная артистка РСФСР: «Премьера была задумана, намечена, и этот спектакль сразу сняли. Потому что в те времена были гонения на национальность. Нам так и сказали открытым текстом: „Вы что, с ума сошли!? Хореограф Якобсон, композитор Шостакович, по рисункам Шагала“».

Поняв, что в родном городе показать балет о еврейской свадьбе не удастся, Якобсон под другим названием уже в 74-м привез свое творение в Москву. На гастролях в столице под шумок с другими разрешенными постановками показал в концертном зале «Россия», где среди зрителей был и новый министр культуры СССР Пётр Демичев.

Зал аплодировал стоя, балет имел феерический успех. Разрешение на запрещенную постановку было получено. Сегодня те раритетные костюмы, старые ботинки и необычный зеленый грим по Шагалу помогут станцевать новым исполнителям.

Ольга Михайлова, исполнительница партии невесты: «Эти костюмы ценны для театра. В них танцевал первый состав. И это для театра очень важно. Характер, настроение — всё передается. Ты понимаешь, что в этом костюме были люди, которые танцевали первые».

«Шедевры русского балета» — так театр заявляет программу хореографических миниатюр Якобсона. Цикл «романтизм-классицизм», словно в пику недоброжелателям, которые когда-то обвиняли хореографа в том, что он не владеет классической школой. Второй — о французском скульптуре — покажет еще одну грань таланта мастера, который, как и Роден, создавал в балете свои наполненные страстью изваяния.

Читайте также