Потеряли зарплату?

26.05.2009, 19:37

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

В Москве нарастает гул вокруг инициативы, с которой обратился в Госдуму Верховный суд России.

Сегодня в Москве, и уже не только в финансовых кругах, продолжал нарастать гул вокруг инициативы, с которой обратился в Государственную думу Верховный суд России. Он предлагает существенно упростить жизнь налоговикам, разрешив им безо всякого судебного решения изымать средства должников прямо с их банковского счета.

Сейчас такая норма действует в отношение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но если предложение судей примут, то не досчитаться денег на карточке сможет любой гражданин. А доказывать, что Налоговая служба, например, ошиблась, что-то не так посчитала или вообще перепутала фамилии, придется в суде. Причем за свой счет и уже после изъятия денег.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев пытался выяснить, с чего вдруг такие инициативы.

Деятельность государственных органов, отвечающих за сбор налогов и штрафов, становится все более изобретательной. Навязчивая реклама не удовлетворяется больше напоминанием о спокойном сне после уплаты налогов, а предрекает неплательщикам «казенный дом».

В прошлом году, как сообщалось, за рубеж не пустили 80 тысяч должников. В первом квартале нынешнего года 30 тысяч граждан стали невыездными, так что предыдущий годовой показатель непременно будет превзойден.

Платить людей с некоторых пор заставляют прямо в аэропорту. И это, судя по всему, только начало. Ведь налогов, по данным Минфина, собирается в этом году почти на семь процентов меньше, чем в предыдущем.

Очередная инициатива по борьбе с нерадивыми налогоплательщиками родилась не где-нибудь, а в стенах Верховного суда Российской Федерации. Пленум Суда постановил внести в Государственную думу проект поправок в существующее налоговое законодательство.

Впредь предлагается взыскивать задолженность по налогам с физических лиц не по судебному решению, как это имеет место до сих пор, а по решению налогового органа. Соответствующее поручение направляется в банк, где должник держит свои денежные средства.

Самый простой путь при этом — списать требуемую сумму с зарплатной карты. То есть существующую практику в отношении исключительно юридических лиц хотят перенести и на простых граждан.

Решение о взыскании выносится в течение двух месяцев по истечении срока уплаты налога, физическое лицо информируется об этом в течение шести дней. Если средств на его счету окажется недостаточно, задолженность будут взыскивать за счет другого имущества должника.

Если человек не согласен, он может обратиться в суд и попытаться доказать, что он не верблюд, то есть, не должник. Если, конечно, терпения хватит. Разбирательство по налоговым спорам занимает, как правило, год-полтора.

Андрей Макаров, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, адвокат: «Существует два основополагающих принципа, которые определяют отношения между налогоплательщиком и государством. Первое — это презумпция невиновности налогоплательщика. А второе это то, что бремя доказывания вины лежит на государстве, а не на налогоплательщике. Та инициатива, которая внесена в Государственную думу Верховным судом, по существу ставит жирный крест и на том, и на другом принципе».

Михаил Орлов, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам: «Подобной инициативой мы тут же говорим населению — забирайте деньги из банков. По всей видимости, лучше их хранить под подушкой, иначе налоговые органы по своей ошибке могут просто в бесспорном порядке списать, выполняя план по сбору налогов».

Складывается впечатление, что налоговым чиновниками и мировым судьям, разбирающим дела должников, не очень хочется терять время, посылать заказным письмом напоминания тем, кто не заплатил вовремя и не обязательно умышленно, отправлять повестки в суд и проводить слушания — как это делается в цивилизованных странах. Ссылаются на то, что число налоговых разбирательств, мол, выросло с 2 до 3 миллионов в год.

Гораздо проще сразу прибегнуть к мерам принудительного порядка, оскорбляющим к тому же достоинство граждан. Недавно в подъезд моего дома был доставлен из налоговой инспекции и вывешен список жильцов, имеющих ту или иную задолженность. Долго он не провисел, его тут же сорвали. А потом скажут: мы же напоминали.

Налогоплательщик: «Как человек может оплачивать то, чего у него нет? Например, в моей ситуации это автомобиль. Я уже оббил пороги этой налоговой инспекции».

Мужчина: «Как может любой фискальный орган самостоятельно сдирать, ну каким образом? Есть решение суда и, согласно решению суда, все взимается».

Мужчина:«Без его ведома использовать его деньги? Я не говорю о том, должен ли он. Надо еще разобраться, может быть, он и не должен ничего».

Теперь все зависит от позиции парламентариев и президента страны. В законопроекте Верховного суда предусматривается, что закон вступает в силу через месяц после его опубликования.

И тогда пусть не удивляются граждане, вынимая свою кредитную карточку из банкомата или просматривая личный счет в банке, когда увидят последствия несложной операции снятия средств по запросу налоговой инспекции. Кстати, а зачем вообще нужна налоговая декларация? Обходились же мы без нее при Советском Союзе.

Читайте также