Интрига Канн близка к разрешению

23.05.2009, 20:21

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Скоро станет известно, кому достанется «Золотая пальмовая ветвь».

Интрига 62-го Каннского кинофестиваля близка к разрешению. Завтра станет известно, кому достанется «Золотая пальмовая ветвь». За десять конкурсных дней жюри и зрители смогли увидеть полсотни работ, два десятка кинозвезд и несколько фирменных скандалов. Согласно последним опросам, среди явных фаворитов — фильмы Квентина Тарантино и австрийского режиссера Михаэля Ханнаке.

А сегодня вечером станет известен победитель в конкурсе «Особый взгляд», второй по значимости фестивальной программе. На этот приз претендуют сразу две отечественные ленты — это «Царь» Павла Лунгина, в которой одну из главных ролей сыграл Олег Янковский, и «Сказка про темноту» Николая Хомерики.

С режиссерами по набережной Круазетт прогулялся корреспондент НТВ Вадим Глускер.

Николай Хомерики не зря провел время в Каннах — он приобрел роскошную розовую панаму, в которой и предстал перед журналистами. Позируя вместе с исполнительницей главной роли фильма «Сказка про темноту» Алисой Хазановой, он сделал удивительное философское признание. Женщины, оказывается, не везде одинаковы, их специфика зависит от географии места, поэтому «Сказка про темноту» снималась во Владивостоке.

Николай Хомерики, режиссер: «Женщина более эмоциональна по своей природе. И мне хотелось посмотреть на мир именно с точки зрения этой эмоциональности».

Если «Сказка про темноту» — это камерный фильм на тему «Женщина на грани нервного срыва», то «Царь» Павла Лунгина — это российская костюмированная драма с колоссальным бюджетом, которой не было в Каннах со времен «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова.

Впрочем, «Царь» не просто историческая фреска с медведями, застольями и ряжеными. Это психологическое исследование личности Ивана Грозного, подвига митрополита Филиппа, это картина-предупреждение о природе власти, о природе отношений народной власти и об опасности ее обожествления.

Павел Лунгин, режиссер: «Время пришло, потому что народ снова и снова взывает к теме Ивана Грозного и просит ее время от времени вернуться. И Иван Грозный — это тайна самой природы русской власти».

И если «Царь» — фаворит программы «Особый взгляд», то «Белая повязка» Михаэля Ханнаке — главный претендент на «Пальмовую ветвь» в основном конкурсе.

Черно-белую мрачнейшую картину без какого-либо музыкального сопровождения критики в Каннах уже назвали кинематографическим шедевром. И пусть это не XVI век, а XX, пусть не эпоха Ивана Грозного в России, а начало национал-социализма в Германии, это фильм также о понимании причин тоталитарного общества, фашизма, фанатизма.

Это о том, что изначально могло иметь даже позитивные стороны для общества, как, например, жесткое, порой жестокое воспитание детей в протестантской немецкой деревне. Однако возведенные в догму подобные принципы становятся уже настоящим злом.

После того, как «Разорванные объятия» успели назвать самым усталым фильмом Альмодовара, а «Антихрист» — самым клиническим Ларса фон Триера, стало очевидно: из плеяды великих каннских режиссеров на золотую «Пальмовую ветвь» в этом году могут претендовать только Михаэль Ханнаке и Квентин Тарантино.

Самое любопытное, что с каждым из этих режиссеров связана председатель жюри нынешних Канн Изабель Юппер. Она не снялась в «Бесславных ублюдках» у Тарантино, но в 2001 году именно исполняя главную роль в фильме Михаэля Ханнаке «Пианистка», получила в Каннах награду за лучшую женскую роль.

Как говорят, спустя восемь лет именно она может стать решить исход голосования за присуждение главной награды фестиваля в этом году и отдать главный приз своему любимцу, Михаэлю Ханнаке.

Читайте также