Смольный собор Петербурга возрождается к православной жизни

17.02.2016, 18:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Первый месяц в новейшей истории Петербурга знаменитый храм перестал быть концертным залом и стал церковью.

Всего месяц понадобилось Смольного собору, чтобы вернуться к той жизни, которая и предназначалась для храма Франческо Бартоломео Растрелли. Еще 31 декабря 2015-го под сводами собора звучала музыка последнего светского выступления. Его дал петербургский «Терем-квартет».

Теперь концертное оборудование демонтировано и здесь проходят ежедневные службы. На стенах появились иконы, пока копии. Их передал в дар Богоявленский Никольский собор. Что еще недавно размещалось на месте алтаря и как число 87 мистическим образом отражается на судьбе храма?

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.

За лесами едва угадывается силуэт Смольного собора. Но внутри уверены, что как раз сейчас он и становится больше всего похож сам на себя. Стоя под сводами купола, настоятель храма теперь уже только вспоминает, как по-другому все было месяц назад.

Протоиерей Пётр Мухин, настоятель Смольного собора: «Здесь стояли стулья, находилась сцена, был театральный занавес. И в таких величественных интерьерах мы видели концертный зал».

Занавес пока на месте, как и ряды прожекторов. Но пространство храма уже ни с чем не перепутать. И даже появившиеся здесь бригады рабочих облачены в нужную униформу.

В алтарной части храма — так вышло — находились гримерки, раздевалки, технические помещения. И первым делом сюда возвращают престол и семисвечник с дарохранительницей. Пусть и не подлинные.

Елена Жерихина, краевед: «С 1923 года собор закрыли. Конечно, прежде всего, в нем убрали ценные вещи. А ведь там, например, находилась замечательная с яшмовыми колоннами дарохранительница на постаменте из полудрагоценных камней».

Интерьеры Стасова остались лишь на чертежах и фотографиях. Сразу после революции исчезли серебряные подсвечники, хрустальная ограда клироса, киоты для трех икон, подаренных Елизаветой Петровной и Евангелие с окладом из 16 пудов серебра. Все то, что никак не восстановить с помощью реставраторов.

Отец Пётр рассказывает, что по удивительному совпадению собор строили 87 лет, потом ровно столько же он оставался открытым и наконец, когда прошли еще 87 лет, в храме снова начались службы.

Протоиерей Пётр Мухин, настоятель Смольного собора: «Была составлена так называемая временная карта переезда. И переезд занял практически три недели. Довольно быстро были установлены все необходимые для богослужения киоты, предметы, жертвенник, алтарь, иконостас».

В ноябре с храма снимут леса, а до конца года должен быть закончен проект воссоздания интерьеров. И пока здесь стараются ничего особенно не менять — расставаясь только с советским наследием и вынося мусор из подвала, в котором когда-то был обустроен бункер для Жданова и где теперь хотят сделать музей.

Читайте также