Передел мирового авторынка

10.05.2009, 19:48

Видео программы «Сегодня»

Став одной из главных мишеней нынешнего финансового кризиса, мировой автопром оказался на пороге исторических преобразований.

Став одной из главных мишеней нынешнего финансового кризиса, мировой автопром оказался на пороге исторических преобразований. Рынок накрыла волна слияний и поглощений. Крупнейшие автоконцерны планеты стремительно распродают свои подразделения в попытке спастись от банкротства.

На родине флагманов мирового автомобилестроения — Германии — корреспондент НТВ Андрей Шилов выяснял, у кого больше шансов после кризиса выйти в лидеры.

То, что мировая автоиндустрия из-за кризиса перестроится, стало ясно давно. Выживет сильнейший. Вопрос был в том, как именно это будет происходить. Новость о слиянии «Фольксвагена» (Volkswagen) и «Порше» (Porsche) стала символом — и в Европе началось.

Даниель Шефер, аналитик газеты «Файнэншл Таймс» (Financial Times): «„Фольксваген“, на мой взгляд, будет за рулем в этой новой комбинации. „Порше“ был в 16 раз меньше „Фольксвагена“. То есть если раньше хвост вилял собакой, то теперь собака будет вилять хвостом».

В прошлом году «Порше» завладела «Фольксвагеном» более чем на 50%, но наделала долгов. И это притом, что компании с самого основания шли в ногу. Инженер Фердинанд Порше — автор «Жука» (Volkswagen Beetle), самой продаваемой машины за всю историю человечества, а сегодняшний «Порше Кайен» (Porsche Cayenne), например, делают на заводе «Фольксвагена» в Братиславе.

Мартин Винтеркорн, председатель правления «Фольксваген Груп»: «Наш концерн крепок перед ударами кризиса еще и потому, что мы можем опираться на двух надежных долгосрочных владельцев акций — „Порше“ и земля Нижняя Саксония. Поэтому многие конкуренты завидуют нам сильней, чем прежде».

По специальному немецкому «Закону о Фольксвагене», у государства решающий голос в принципиальных вопросах, а акций у него только 20%. В отсутствии долгосрочных акционеров — частников или государства — многие видят причину бед американских автомобильных компаний.

На бирже во Франкфурте, деловой столице Германии, котируются акции большинства немецких автогигантов. Это по здешним новостям видно, кто растет и кто валится. Но в кризис растет роль государство на рынке. Значит ли это, что главные автоновости теперь будут приходить из Берлина? Вряд ли.

«Опель» (Opel), возможно, главная головная боль немецкого правительства. При том что многие заводы концерна находятся в Германии, компания сейчас принадлежит американцам. А помогать иностранным менеджерам немцы не хотят.

Страна обсуждает идею гендиректора «Фиата» (Fiat) прибрать к рукам «Крайслер» (Chrysler) и «Опель», обогнать «Фольксваген» и создать вторую в мире автомобильную компанию.

Фердинанд Дуденхёфер, автоэксперт Университета Эссена: «Маркионе говорит, что хочет создать мировую группу, которая будет выпускать и продавать в год до 5 миллионов машин. Но это пытались сделать и другие, и провалились. Думаю, основной интерес „Фиата“ — получить наличные деньги, сегодня это нужно всем».

Немецкое правительство, действительно, говорило о 3 миллиардах евро госгарантиями и кредитами для «Опеля». Вопрос уже не в том, помогут ли компании, а в том, помогут ей в составе «Фиата» или купленной кем-то другим. Брать на себя управление автокомпаниями государство тут точно не будет.

Рабочий: «Для нас это не очень хорошие новости. Думаю, чьи-то головы полетят».
Сотрудник компании: «Я не боюсь. Совсем. У нас лучший менеджмент, который только может быть. И до сих пор они очень хорошо справлялись с работой, и им можно доверять».

Сегодняшний менеджмент не имеет опыта управления в кризис, но кому сейчас легко? Ни рабочие, ни менеджеры — как на заводах лидера немецкого автомобилестроения «Фольксваген», так и на главном отстающем «Опеле» — не надеются на государство.

Читайте также