Фронтовая легенда ожила вновь

08.05.2009, 17:50

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

На 9 Мая автолюбители из Находки подарили одной из машин новую жизнь.

На 9 Мая автолюбители из Находки подарили одной из машин новую жизнь. О долгой и богатой истории «полуторки», которая вместе со своим шофером прошла всю войну и встретила победу в Берлине, — репортаж корреспондента НТВ Сергея Анцигина.

Ей уже за 70, а завелась с полуоборота. Автолюбители из Находки отреставрировали живую легенду — фронтовую машину ГАЗ-2А. В народе ей дали меткое прозвище «полуторка». Небольшой кузов рассчитан всего на полторы тонны груза.

Самый массовый советский грузовик теперь стал настоящим раритетом. В Находке это всего единственная уцелевшая модель. Автотехники стремились сохранить как можно больше оригинальных деталей и агрегатов. Двигатель 1937 года к всеобщему удивлению оказался целиком в рабочем состоянии. Так что тюнинг был минимальным и только по необходимости.

«Это мы от иномарки поставили сиденье и аккумулятор. А так панель приборов у нее родная. Все эти педали, ручки на дверях — все это родное», — рассказывают любитель автотехники.

По сравнению с другими грузовиками «полуторка» была настолько легка в управлении, что за руль допускали даже женщин. Но больше всего детище Горьковского автозавода ценили за фантастическую выносливость на непредсказуемых российских дорогах. Не удивительно, что именно этому автомобилю суждено было стать главным армейским транспортом в Великую Отечественную войну.

На Дороге жизни они были просто незаменимы. Легкие грузовики колесили по зимней Ладоге без риска провалиться под лед. В кузове проворного ГАЗа перевозили раненых, боеприпасы и продовольствие. Благодаря «полуторкам» были спасены тысячи жизней в блокадном Ленинграде.

Сергей Стяжкин, владелец автомобиля: «Раньше просто колеса были не надувные, то есть в них был бустилат, поэтому они не требовали шиномонтажного обслуживания, не боялись ни пуль, ни снарядов».

Владелец раритетного автомобиля Сергей Стяжкин приобрел полуторку у родственника, приморского фронтовика Алексея Сорокина. Сам ветеран умер несколько лет назад. На этом грузовичке он прошел всю войну, победу встретил в Берлине. Именно там и произошло эпохальное для обычного солдата событие — шофера Сорокина представил к награде лично маршал Рокоссовский.

Ахнаф Валеев, ветеран Великой Отечественной войны: «Он воевал на этой „полуторке“, и Рокоссовский тогда подарил ему это. Память».

Сергей Стяжкин, владелец автомобиля: «Он ее и перегнал, он здесь на ней работал 30 лет. Потом вот родственники мне ее и передали с просьбой сохранить для потомков».

Подарить вторую жизнь фронтовой «полуторке» Сергей Стяжкин решил к 9 Мая. Эта новость моментально разлетелась по всему городу. Бывшим фронтовым шоферам захотелось увидеть легендарный грузовик еще накануне праздника. Своих эмоций ветераны никогда не скрывают.

Водительские права Татьяна Суворова получила на южном фронте. 18-летнюю девушку направили в авиационный полк Черноморского флота. В 42-ом она села за руль точно такого же грузовика. Полуторку знала как своих пять пальцев, но уберечь не смогла. Машина подорвалась на минном поле, а сама Татьяна Суворова чудом осталась жива.

Татьяна Суворова, ветеран Великой Отечественной войны: «Сократила путь, а там заминировано. Я думаю, дай я проеду, чего ж не проехать. И вот шесть месяцев в госпитале».

Приморские автолюбители уверены, 9 Мая легендарная «полуторка» доберется до городской площади непременно своим ходом. За 64 года она впервые примет участие в Параде Победы.

Читайте также