Справедливость восторжествовала

07.05.2009, 11:38

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

В Воронеже проходит церемония перезахоронения останков легендарного командующего 5-й танковой армией генерал-майора Александра Лизюкова.

В Воронеже проходит церемония перезахоронения останков легендарного командующего 5-й танковой армией, Героя Советского Союза, генерал-майора Александра Лизюкова.

Летом 42-го, во время ожесточенных боев за Воронеж, он лично отправился в разведку на своем танке и не вернулся. Больше полувека велись споры о том, что же произошло с Лизюковым: его даже называли предателем и перебежчиком.

И вот теперь (благодаря усилиям поисковиков) справедливость восстановлена. Сегодня отважному генералу воздадут заслуженные при жизни почести.

Репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.

Гроб с останками легендарного командарма утром привезли в храм иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Советскому офицеру не положено было верить в Бога, но родные генерала Лизюкова, приехавшие на перезахоронение из Белоруссии, попросили организовать прощание с их героическим предком по православному обычаю.

Иван Афанасьев, двородный внук Героя Советского Союза А. И. Лизюкова: «Очень трудно словами выразить чувства, которые нас переполняют. Но то, что боевой путь командарма Лизюкова должен был в конце концов завершиться так, как он завершается сейчас в Воронеже, это высшее торжество справедливости».

О судьбе командарма его родственники, историки и поисковики гадали больше полувека. По одной из версий, Лизюков погиб при загадочных обстоятельствах: его тело нашли с раздавленной головой. По другой, командарма похитили немцы.

Известно, что Сталин не верил ни одной из версий и посчитал Лизюкова предателем. Только благодаря послевоенному письму танкиста Нечаева очевидцы тайных похорон генерала в селе Лебяжье у церкви прошлой весной нашли безымянное братское захоронение.

Согласно свидетельству танкиста, вместе с солдатами 26 июня 42-го года похоронили и командарма. Областная комиссия по несколько раз сопоставляла различные документы, свидетельства и результаты экспертиз. Специалисты пришли к однозначному выводу: найденные в Лебяжьем останки принадлежат Александру Лизюкову.

Михаил Сегодин, руковожитель поискового отделения «Дон»: «К сожалению, выделить ДНК не удалось в связи с плохой сохранностью останков. Основополагающей экспертизой, которая с 90-процентной вероятностью определила, что останки являются останками Александра Ильича Лизюкова, явилась экспертиза по фотосовмещению, которая проведена воронежскими криминалалистами».

Сослуживцы называли его «танкистом номер один». Александр Лизюков одним из первых заслужил звезду Героя Советского Союза. 87-летний Василий Ольховик из новосибирского села — единственный оставшийся в живых, кто видел Лизюкова незадолго до гибели. Василий Иванович был личным радистом командарма.

Василий Ольховик, ветеран Великой Отечественной войны, личный радист А. И. Лизюкова: «Он меня ни разу не назвал сержантом, а только сынок. Храбрый был очень, действительно храбрый».

Василий Ольховик сожалеет, что здоровье не позволяет сегодня быть в Воронеже и проститься с лучшим командиром в его жизни, который генеральскому мундиру предпочитал комбинезон танкиста, бойцов называл ребятишками и делил с ними свой паек. Василий Ольховик рассказывает: по радиосвязи он слышал последние переговоры командарма — Лизюков давал приказы из своего танка. Судя по ним, это был страшный бой.

Василий Ольховик, ветеран Великой Отечественной войны, личный радист А. И. Лизюкова: «Из-за его тела целые сутки бои шли. Немцы хотели его схватить, а наши не хотели отдать. Мы чуть не плакали».

Снимок сделан 123 июля 42-го года. Через два дня Александр Лизюков, прорываясь на танке к одной из своих бригад, погибнет. Перед началом боев за Воронеж командарм напишет своему сыну: «Верь, что несмотря ни на что, я до конца буду предан своей Родине».

Останки Александра Лизюкова и еще семерых неизвестных солдат сегодня захоронят у памятника Славы. Здесь увековечены имена нескольких тысяч бойцов, сражавшихся за Воронеж. Отныне имя командарма Лизюкова станет не поводом для исторических споров, а поводом, чтобы вспомнить героическую армию «танкиста номер один».

Читайте также