Недетские игры в куклы

05.05.2009, 17:52

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Преподаватели Шлиссельбургской художественной школы увлеклись изготовлением кукол. Набралась уже целая коллекция фигурок, одетых в исторические костюмы.

В Шлиссельбургской художественной школе из глины и картона создаются настоящие произведения искусства. Но пока в куклы играют только преподаватели. Они лепят, одевают и причесывают свои модели.

В школьной коллекции уже есть гейша, поэтесса, испанка. Сейчас идет работа над проектом «Шлиссельбуржцы». Причем при создании учитывают самые мельчайшие детали. Особое внимание уделяют пластике рук и мимике.

В мастерской побывала корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Год назад преподаватели художественной школы Шлиссельбурга решили разнообразить детское творчество, организовав для учеников новое занятие — композицию костюма. Но создание кукол оказалось для детей достаточно сложным и утомительным. Зато настолько увлекло педагогов, что теперь они сами, как дети, увлеченно лепят, рисуют и шьют.

За 12 месяцев на свет родились 12 кукол. Первая экспериментальная была Снежанна Денисовна. Дама времен начала ХХ века в зауженной к низу юбке, накинутым на плечи мехом, в ботинках со шнуровкой на французском каблуке и с газетой в руках.

Ее делали еще вместе с детьми. С тех пор куклы стали совершеннее, интереснее и их костюмы более сложными в изготовлении. За вариант испанского наряда взялись потому, что в нем предусмотрено много конструктивных линий. Для соблюдения точности образа даже пришлось лепить бюст.

Наталья Андреева, преподаватель художественной школы г. Шлиссельбурга: «Конструктивные линии данного корсета будет проходить через центр груди. В конструктивную линию затем войдет и воротник».

Процесс лепки кукольных лиц и других частей тела занимает не меньше трех часов. Сначала глину раскатывают, как тесто, потом накладывают на муляж деревянного яблока, смазанного подсолнечным маслом. Убирают грубые неровности и приступают к формированию черт.

Говорят, тут иногда случаются неожиданности. Вместо женского образа вдруг возникает мужской, а ребенок превращается в старика. Но это никого не смущает.

Ольга Гоголева, преподаватель художественной школы г. Шлиссельбурга: «Видите, я нос прицепила, затем верхнюю губу. Сейчас он улыбнется».

Кукольные образы здесь рождаются не по плану. Источником вдохновения становятся казалось бы совсем незначительные детали. Маринелла — героиня венецианского карнавала — появилась на свет благодаря золотому украшению, которое осталось в школе от какого-то цветочного букета. Идею может подать лоскут ткани или уже существующая кукла. Так, восточной красавице решили сделать кавалера.

Создание кукол для преподавателей уже перестало быть простым хобби. Теперь это скорее мастерство. Ведь слепить такие ноги и руки может действительно только профессионал. Но в какой-то момент художники увлекаются и становятся похожими на детей. Видимо, род занятий все-таки обязывает.

Марина Тимашева, директор художественной школы г. Шлиссельбурга: «В изготовлении кукол мне больше всего нравится примерять. Когда все элементы складываем вместе. Потому что изготовление очень-очень рутинно. Например, на мельничный жернов ушло 3,5 метра ленты».

Кроме исторического костюма, художники делают и краеведческий. Вот шлиссельбургский рыбак сидит у лунки, а его жена с санками идет из магазина. В этом случае главное не соответствие стилю эпохи, а характерные детали — валенки, тулуп и продуктовая сетка ручной работы с картошкой.

Читайте также