Искусство уходит под землю

02.05.2009, 17:41

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Российский этнографический музей, который накопил более полумиллиона экспонатов, вынужден складировать артефакты в собственных подвалах.

История нескольких десятков народов уходит под землю. Российский этнографический музей, который накопил более полумиллиона экспонатов, вынужден складировать артефакты в собственных подвалах. Отдельного здания за столетнюю историю у музея так и не появилось.

Корреспондент НТВ Николай Булкин осмотрел подземелье российской этнографии.

В лабиринтах подвала не заблудится разве что специалисты по этнографии.

Ольга Баранова, хранитель фондов Российского этнографического музея: «У нас большая коллекция прялок, их около тысячи. Лежать им очень плохо, просто катастрофически плохо. Они сложены все друг на друге».

Тысячи предметов крестьянского быта, церковная утварь, телеги и сани. И даже пряники… Чем не штрих к культуре русского народа?

Ольга Баранова, хранитель фондов Российского этнографического музея: «Пряники лежат натуральные. Здесь есть вологодские, тверские, тульские».

Пока наверху, в главных залах музея проходят нескончаемые экскурсии, внизу, в подвале — очередная сверка предметов старины. Для одного из крупнейших музеев страны, рассказывающих о культуре народов, собственные подвалы — чуть ли не единственная возможность хранить уникальные фонды.

Директор музея Владимир Грусман вспоминает, как приходилось спасать экспонаты от наводнений.

Владимир Грусман, директор Российского этнографического музея: «Последнее затопление вообще имело место в связи с тем, что был безумно сильный ливень. Я не помню, это было в 2006 или 2007 году, в августе месяце. Тогда вода стояла на Невском проспекте. И здесь, естественно, вода тоже поднялась».

Сейчас подвал оборудовали вентиляцией, пожарной системой и часть помещений сделали полноценным фондохранилищем. Но в кабинете директора, на бумагах, идея строительства нового здания.

Владимир Грусман, директор Российского этнографического музея: «Это здание, в котором мы сейчас с вами находимся, только на другом его конце. И у нас есть предложение о его застройке».

Исторический чертеж — один из главных аргументов. Архитектор Василий Свиньин — по его проекту в начале ХХ века и построили Этнографический музей в Петербурге — предполагал строительство фондохранилища. На заднем дворе в дореволюционные годы даже вырыли котлован, но стройку так и не начали.

Владимир Грусман, директор Российского этнографического музея: «В этом есть абсолютно отчетливая такая историческая преемственность. Она заключается в том, что был твердый план, который тогдашними властями царской России был утвержден. И по этому плану на данной территории должно было быть построено еще одно здание».

Сейчас специалисты уже подготовили первые наброски нового здания. Но это лишь проект. Пока же часть фондов музея помимо подвалов разместили в залах, где должны проходить выставки.

В Этнографическом музее хранятся сотни так называемых «покрытий для юрт» — огромные рулоны войлока, как правило, с национальным орнаментом, в основном это XIX век. Из-за того, что помещений в фондах не так много, их приходится укладывать вплоть до потолка. Поэтому чтобы снять что-то сверху, нужно приложить немало усилий.

Каждый месяц из экспедиций сотрудники музея привозят все новые предметы национальной культуры. Но хранить их практически негде. А выделят ли средства на строительство нового фондохранилища, пока неизвестно.

Читайте также