Мир потерял идеал красоты

28.04.2009, 16:55

Видео программы «Сегодня»

В Москве на 71-м году жизни скончалась Екатерина Максимова. Ее имя неразрывно связано с Большим театром, которому она отдала большую часть творческой жизни и где танцевала вместе с мужем. Публика всегда принимала балерину с восторгом, а критики отмечали ее элегантность, обаяние и виртуозную технику.

Сегодня в Москве на 71-м году жизни скончалась знаменитая балерина Екатерина Максимова. Ее имя неразрывно связано с Большим театром, которому она отдала большую часть творческой жизни, и где танцевала вместе с мужем Владимиром Васильевым. Екатерину Максимову публика всегда принимала с восторгом, а критики отмечали ее элегантность, обаяние и виртуозную технику…

Педагоги прочили ей большое будущее. Едва 10-летняя Катя Максимова поступила в Московское хореографическое училище, в девочке увидели будущую балетную приму. Уже первое появление 12 летней Кати на сцене Большого театра в роли Белочки в балете «Морозко» было отмечено критиками и зрителями.

По окончании хореографического училища балерину сразу принимают в труппу Большого театра. И с первого же сезона молодой танцовщице доверяют сольные, все более и более сложные партии в классических балетах.

Молодой хореограф Юрий Григорович предлагает Максимовой главную роль Катерины в премьере балета Прокофьева «Каменный цветок». Грация, легкость, непринужденность в сочетании с редким артистизмом — вот за что Максимову ценили профессионалы и любили зрители.

Екатерина Максимова: «Когда я танцевала, меня всегда интересовало внутреннее состояние моей героини — какая она, кто она, зачем она, а не только „ножками двигать“».

Екатерина Максимова была первой ученицей Галины Улановой. Великая балерина стала не просто педагогом, но и другом. Уланова репетировала с ней партию Жизели, и Максимова — самая юная исполнительница этой технически сложной роли в истории Большого театра.

У Галины Улановой Максимова научилась еще одной важной вещи — преподавать. Уйдя со сцены, Екатерина Сергеевна не скупясь делилась опытом.

Екатерина Максимова: «Когда мои ученики танцуют, у меня никогда не рождается ощущение „ах, я делала лучше, они теперь хуже“. В противном случае грош цена моей работе, которой я сейчас занимаюсь. Наоборот, я пытаюсь ставить перед собой задачу, чтобы они танцевали лучше, чем я».

Максимову горячо любили на Западе. Ее имя было на афишах «Ла Скала», «Метрополитен опера», «Гранд Опера», «Ковент Гарден», у нее много наград международных конкурсов, не говоря уж о звании народной артистки и государственных премиях СССР и России. Но самые приятные для любой балерины награды — это когда хореографы специально для них ставят балеты. Таких наград у Максимовой тоже предостаточно.

«Неважно, где танцевать, важно танцевать»… Этот жизненный принцип помог Екатерине Максимовой пережить конфликт с Григоровичем и длительный простой в Большом театре. Она в это время с удовольствием танцевала на других сценах.

Борис Акимов, народный артист СССР, балетмейстер: «Это балерина уникального дарования. Ее дарование — такое неповторимое, ее искусство поражало, восхищало и зрителей нашей страны, и поклонников во многих театров мира».

Галина Кондратьева: «На сцене Катя совершенно была необыкновенна. Она завораживала зал, он совершенно застывал. И, конечно, то, что Катя принесла в русский балет — это неоценимый, неоценимый вклад».

Светлана Адырхаева, народная артистка СССР: «Это колоссальная потеря для всех нас, для всего мирового балета. И говорить очень, очень сложно, потому что поверить в это невозможно».

Среди ее партнеров были лучшие танцовщики XX века, но только один стал принцем на всю жизнь — Владимир Васильев. Их называли лучшим дуэтом мира. Но даже лучшие дуэты не могут быть вечными…

Читайте также