Высокие технологии на службе ГАИ

28.04.2009, 15:11

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге заработала система видеофиксации нарушений дорожного движения. Пока схема действует не в полную силу.

Этот юбилей масштабно не отмечают. А, наверное, стоило бы. 70 лет назад в руках у регулировщиков движения появились полосатые жезлы. Они прошли испытанием временем, ведь с тех пор милицейские палочки практически не изменились.

Правда, возможно уже скоро в них пропадет необходимость. Во всяком случае применять их станут реже. На смену жезлам должны прийти современные технологии.

В Петербурге начала действовать система видеофиксации нарушений дорожного движения. В идеале весь процесс должен проходить без участия инспектора. Пока схема действует не в полную силу.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

В петербургской компании глава отдела технической поддержки демонстрирует, как работают их комплексы в Казани. Там таких постов видеофиксации несколько десятков. Татарстан оказался одним из самых передовых в вопросе оснащения регионов современной аппаратурой.

Город-производитель пока существенно отстает. Хотя именно разработчики двух петербургских фирм создали оборудование, которое исключает из процесса обнаружения нарушителя инспектора ГИБДД.

Илья Барский, генеральный директор фирмы-производителя комплексов регистрации изображений и скорости: «Прибор — сложное комплексное устройство. Нем содержится радиолокатор, инфракрасный прожектор, подсвечивающий изображение в темное время суток. Видеокамера, радиолокатор и прожектор смотрят в одну сторону. Поэтому нарушитель четко виден на фотографии».

Система работы комплекса по сути простая: камера фиксирует водителя, нарушившего правила дорожного движения, отправляет картинку на сервер. Оператор по базе данных устанавливает владельца.

Компьютер вычисляет размер штрафа, и через две минуты квитанция с фотографией готова к отправке по почте автомобилисту. Кроме быстроты операции у видеофиксации есть еще более весомый плюс.

Александр Холодов, председатель движения «Комитет по защите прав автомобилистов»: «Плюс очевидный. Уходит инспектор, уходит человеческий фактор. Соответственно уходит ошибка, уходит взятка. Все равно в этой цепочке — камера-нарушитель присутствует человек. Я очень сильно сомневаюсь, что если будет нарушение у автомобиля с определенной серией номеров, то квитанция дойдет до владельца этого автомобиля».

Такая система, правда, вряд ли обрадует тех, кто продал свой автомобиль по доверенности. Ведь квитанция придет на домашний адрес владельца. Юристы не исключают в этом случае взрыв общественного негодования и очереди в МРЭО на снятие машин с учета.

Однако пока видеофиксацию внедрят в Петербурге повсеместно, может пройти достаточно времени, чтобы решить эти проблемы. На Мурманской трассе в тестовом режиме такая камера работает с 2004 года. Но процесс ограничивается съемкой нарушителя на камеру, выхватыванием их из потока и выписыванием штрафа на месте.

Первый и единственный в Петербурге видеокомплекс установлен по федеральной целевой программе в Выборгском районе города — одном из самых крупных по количеству зарегистрированных автомобилей. Но это оборудование фиксирует только нарушителей скоростного режима. И тоже работает неполноценно: кадры с этой камеры по почте пока никто не получает.

Здесь систему установили две недели назад. Тоже пока только тестируют.

Иван Вишневский, начальник ГИБДД Выборгского района: «Сегодня компьютер позволяет определить по считыванию номерного знака и сразу делать распечатку, кто владелец за счет базы данных».

Для главы районного ГИБДД преимущества новой системы тоже более чем очевидны. Нет инспектора — значит, некому давать взятку и некому ее брать. Но при этом вообще отказаться от участия сотрудника невозможно.

Иван Вишневский, начальник ГИБДД Выборгского района: «Это большая хлопотная работа по обработке данных. Для этого мы вынуждены посадить специального человека. Хотя вроде бы мы освободили инспектора».

Объяснения, почему в Петербурге до сих пор массово не работает такая система, прозаичны: в бюджете ГИБДД нет такой строчки. У дорожной милиции просто нет средств на внедрение оборудования и дальнейшую ее работу. Имеются в виду траты на почтовые отправления.

Зато в Америке автомобилисты уже придумали способы борьбы с видеофиксаторами. Конечно, противозаконные, но действенные приспособления. Это крышки на номера транспортных средств. Сомнений, что и российские гонщики изобретут свое ноу-хау, конечно, нет. Главное, заработало бы.

Читайте также