Самые острые вопросы остались за рамками резолюции СБ ООН по Сирии

19.12.2015, 09:40

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Совет безопасности ООН утвердил план мирного решения сирийского кризиса. Резолюцию приняли единогласно. Совбез планирует в ближайшее время усадить за стол переговоров официальный Дамаск и оппозицию. При этом борьба с террористами в Сирии продолжится.

Резолюцию о поддержке плана мирного урегулирования в Сирии согласовывали до самого последнего момента. Некоторые делегации продолжали ее изучать вплоть до начала заседания. Сирийскую «дорожную карту» — мирный план, который Совбез должен был поддержать, приняли в Вене несколько недель назад, но подготовленный американцами проект резолюции не устроил Россию. В результате, чтобы голосование состоялось, самые больные темы решили оставить на потом и не стали обсуждать, например, политическое будущее президента Сирии Башара Асада, хотя о его перспективах и США, и Россия сейчас говорят примерно одинаково.

Джон Керри, госсекретарь США: «У нас нет иллюзий, проблемы остаются. Особенно будущее Асада. И мы подчеркивали, что его судьбу должен решать только народ Сирии, и мы не надеемся ни на что иное».

Получилось, что госсекретарь Керри словно процитировал своего российского коллегу.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Сирия должна оставаться единым, светским, многоконфессиональным и полиэтническим государством, комфортным и безопасным для всех групп населения. И только сам сирийский народ вправе определять свое будущее. Это ясный ответ на попытки навязать сирийцам извне решение каких-либо вопросов, включая вопрос о судьбе их президента. Именно такой подход закреплен и в Женевском коммюнике, и в документах международной группы поддержки Сирии, и в сегодняшней резолюции».

Спор вокруг вопроса, кого именно из сирийских оппозиционеров считать террористами, а кого нет, тоже отложили. В список попали, по некоторым данным, 167 группировок, и разбираться, кто из них «хороший», а кто «плохой», будут позже. Впрочем, глава российского МИД отметил, что и позже с террористами за стол переговоров Россия не сядет. Это принципиальная позиция.

Сергей Лавров: «Речь идет о сирийцах, которые действительно представляют собой патриотическую оппозицию, включая вооруженную оппозицию. Но тех, кто не замешан в экстремистской деятельности и в продвижении идеалов ИГИЛ (организация запрещена в РФ), „ан-Нусры“ и им подобных. И не только их не следует включать в переговорный процесс, но и тех, кто проповедует террористические идеи и применяет террористическую практику. Они, конечно же, должны быть исключены из режима прекращения огня, когда таковой станет возможным объявить».

Оставив за скобками почти все острые вопросы, дипломаты единогласно приняли документ, поддерживающий достигнутые ранее договоренности. В январе следующего года должен быть прекращен огонь между сирийской армией и отрядами оппозиции, а официальный Дамаск и оппозиция должны сесть за стол переговоров. В течение полугода должно быть создано переходное правительство, и еще через полтора года необходимо провести в Сирии выборы.

То, что общий язык найден, стало окончательно ясно на пресс-конференции. Первую часть выступления Лаврова Керри прослушал без перевода на английский. Не знал, где нужная кнопка. Но, как выяснилось, и перевода ему после не потребовалось, все и так было понятно.

Следующий раунд переговоров по Сирии договорились провести в январе, когда будут сделаны первые шаги в сторону мира. Если процесс мирного урегулирования в Сирии сравнивают со строительством, то принятие сегодняшней резолюции — словно закладка фундамента, на котором дальше можно будет строить какой-то дом, отмечает собственный корреспондент НТВ в США Алексей Веселовский.

Новости по теме

Читайте также