Гость программы «Поздняков» министр образования Дмитрий Ливанов. Не превратится ли возрождаемое общество «Знание» в кормушку для чиновников? Что ответит министр образования на резкую критику из лагеря патриотов, а также на обвинения противников слияния вузов и на сигналы родителей о поборах в школах?
О возрождении общества «Знание»
Мы возвращаемся к тем инструментам развития личности, которые были эффективны в советское время. Они эффективны и сейчас. Для детей это система дополнительного образования, внешкольного образования. Система воспитания, которая должна работать во внеурочное время, потому что школа не может взять на себя всю ответственность за социализацию воспитания детей. И если мы вспомним, как работала пионерская организация, как работал комсомол, то смысл этого, если отвлечься от очевидного идеологического влияния, которое в советское время эти инструменты несли, это была система воспитания лидерства, поиск среди детей, молодежи активных людей, которые заинтересованы в общественной работе, в социальных проектах, как сейчас говорят. И в этом нет ничего плохого, это тема, которая актуальна и в наше время.
О советских традициях и упреках в «дебилизации»
Сегодня наше школьное образование в значительной степени основано на достижениях и традициях советской школы. Учебный план, по которому сегодня работают наши школы, в значительной степени совпадает с тем учебным планом, который был в
Поздняков: Противники нынешней системы обычно бросают такой достаточно резкий слоган в массы что происходит дебилизация наших детей в результате введения ЕГЭ и прочего.
Ливанов: Я считаю, что современные школьники это яркие, талантливые люди, это будущее поколение наших российских граждан. Конечно, среди них есть те, кто учится лучше, есть те, кто учится хуже, но в целом новое поколение россиян, те, кто ходит сегодня в школу, те, кто завтра завершат школьное образование, ничуть не хуже по своим способностям, чем те, кто заканчивал школу 10, 20 или 30 лет назад. Конечно, это другое поколение. У них другие интересы, у них другая мотивация. Но важнейшая миссия (системы образования) обеспечивать преемственность поколений, обеспечивать то, что и знания, и культурные, моральные ценности общества воспроизводятся в новых поколениях. Я думаю, что наша система образования с этими задачами успешно справляется.
Об укрупнении вузов
Слияние вузов не является сверхзадачей, не является целью образовательной политики. Но иногда, действительно, объединение вузов имеет смысл. Это происходит потому, что, с одной стороны, сокращается количество студентов, это есть следствие сокращения выпускников
С другой стороны, мы видим, особенно на примере региональных вузов, возрастающую конкуренцию за абитуриентов. А мы понимаем, что конкурировать за лучших выпускников
О престиже среднего профессионального образования
В целом по стране у нас рынок труда сбалансирован, но мы понимаем, что все в большей и большей степени за счет реализации крупных экономических и промышленных проектов у нас будут востребованы люди не только с высшим образованием, но и профессионалы со средним образованием, профессионалы, готовые работать по тем направлениям, которые не требуют высшего образования. И, кстати говоря, последние годы у нас растет интерес молодежи именно к получению среднего профессионального образования. Если еще несколько лет назад примерно 20 процентов выпускников
О школе как рубеже обороны от вербовщиков ИГ
Вся система школьного образования, да и вузовского образования должна делать прививку, должна обеспечивать иммунитет нашим детям и молодым людям от чуждых, вредных, опасных влияний, в том числе связанных с экстремизмом, терроризмом и так далее. Поэтому здесь дело не только в том, что должны быть отдельные уроки или отдельные лекции в высших учебных заведениях для студентов. А дело в том, чтобы сама система школьного образования и воспитания, учителя постоянно готовили детей и молодых людей к тем вызовам, которые, не исключено, они встретят в будущем. В том числе обеспечивали вот этот иммунитет от экстремизма и терроризма.
Сегодня доступ к информации имеют все и взрослые, и дети. И количество информации, которое нас окружает, практически не ограничено. Задача учителя сейчас не только в вооружении детей новыми современными знаниями, но и в том, чтобы научить их жить в этом новом информационном обществе, отделять полезную информацию от бесполезной и в конце концов противостоять тем угрозам, которые современный мир, современная цивилизация создают.
О школьных поборах
Поздняков: Очень часто слышишь упреки со стороны в адрес школ, других учебных заведений, и они касаются коммерциализации различных образовательных услуг. За ремонт в школе плати, за кружок
Ливанов: Эта тема была действительно крайне актуальна в
Все, что выходит за рамки этих стандартов, школа может предложить родителям оплатить. Но только то, что выходит. И если школы здесь злоупотребляют своим правом, если
Читайте также
- Виктор Садовничий: думающий человек легко преодолеет барьер ЕГЭ. Эксклюзив НТВ
- Дмитрий Ливанов: объективность результатов
ЕГЭ-2016 гарантирована. Эксклюзив НТВ - Ждать ли подвохов в ходе
ЕГЭ-2016 : на НТВ интервью Дмитрия Ливанова - На НТВ интервью министра образования Дмитрия Ливанова
- Ректор МГТУ им. Баумана назвал главные задачи в области искусственного интеллекта
- Глава ИСП РАН рассказал о преимуществах РФ в гонке за искусственным интеллектом