Советский «Гамлет» заставил переломить шпагу

23.04.2009, 20:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Хрестоматийному фильму Григория Козинцева — 45 лет. Юбилей совпал с другой датой — днем рождения самого Вильяма Шекспира.

Сегодня отмечают сразу две важные для культурного мира даты. 445 лет со дня рождения Вильяма Шекспира и 45 лет хрестоматийному и самому известному советскому «Гамлету» — фильму Григория Козинцева.

Лента, которая вошла в золотой фонд мирового кинематографа, снималась несколько лет. И это, учитывая масштабные подготовительные работы.

Для съемок несколько месяцев строили замок в Эстонии. Часть киноленты снимали в павильонах «Ленфильма». Это была первая звездная кинороль Иннокентия Смокнуновского. В 1964 году по опросу журнала «Советский экран» его назвали лучшим актером года.

О том, насколько тщательно прорабатывались детали при создании кинематографического шедевра, узнал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Александр Поздняков, киновед: «Это знаменитые куранты Эльсинора. Принц Датский Гамлет по идее, по фантазии Шекспира, которую впоследствии пришлось развивать на киностудии „Ленфильм“».

Юбилей Вильяма Шекспира совпал с экскурсией по «Ленфильму». Средневековый замок в Эльсиноре был в действительности придуман драматургом. Подобного крепостного сооружения в датском городе не было.

Перед съемочной группой режиссер поставил задачу воссоздать подлинную шекспировскую трагедию. Буквально оживить на экране фантазии гения.

Александр Поздняков, киновед: «Козинцев изучал эпоху, в окружении которой происходит действие, с такой скрупулезностью, которой едва ли могут похвастать даже настоящие знатоки того времени».

В кадре пытались передать рембрандтовский прием — свето- теневые акценты. Остальное, по замыслу оператора Йонаса Грицюса, должно угадываться. Еще и поэтому был сделан выбор в пользу черно-белой пленки. Изображение должно быть графичным.

К работе над костюмами был привлечен Симон Вирсаладзе. Знаменитый театральный художник создавал их, как парижский кутюрье, муляжным способом.

Только прикидывая куски ткани были не на манекене, а на исполнителе роли Гамлета Смоктуновском. На сохранившихся фото — проба возможного облачения актера. Некоторые костюмы до сих пор хранятся на «Ленфильме».

Костюмеры утверждают, что исторические костюмы более поздних картин уже осыпаются и ветшают, так как мастерились декоративно. А для «Гамлета» выполнили настоящее золотое шитье.

Главное требование режиссера — достоверность — художники по костюмам выполнили. Костюмы для козинцевского «Гамлета» сделаны настолько качественно, что их можно носить спустя 45 лет. И сегодня костюм Лаэрта готов к работе. Это одеяние иногда представляют на съемку как большую художественную ценность.

Бюст Клавдия создавала выпускница Мухинского училища Инна Зайцева. Тогда главной задачей для нее был поиск реквизита. Из Эрмитажа, редчайший случай, предоставлялось историческое оружие: арбалеты и копья.

Кровать Гертруды взяли из собрания музея Штиглица. Остальное старались делать из аутентичных материалов. Декорации строились словно на века.

Инна Зайцева, скульптор, реквизитор фильма «Гамлет», реж. Г. Козинцев: «Каркас обносился досками и горбылем. Полгода строился замок. Какие у нас были мастера!!! Они добивались такой настоящей фактуры камня, которой в настоящих замках вы не найдете».

Интересно, что вдохновленная «Гамлетом» Лоуренса Оливье, Инна Зайцева сделала скульптуру великого английского актера. И выслала в Великобританию фотографию. Позднее от Оливье пришло письмо с личным автографом.

Иннокентию Смоктуновскому трудно было отойти от образа, созданного Оливье. В чем-то он даже повторил пластику принца датского образца 1948 года. Но, говорят, когда английский актер увидел «Гамлета» Смоктуновского, то переломил шпагу, признав его превосходство.

Читайте также