На Таганке вновь аншлаг

23.04.2009, 20:06

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

Свой юбилей Театр на Таганке отмечает премьерой новой постановки под названием «Сказки» по произведениям Андерсена, Уайльда и Диккенса.

Свой юбилей Театр на Таганке отмечает премьерой новой постановки под названием «Сказки» по произведениям Андерсена, Уайльда и Диккенса. Театру исполнилось 45 лет.

В СССР этот театр называли «островком свободы» в центре Москвы. Только на этой сцене Гамлет мог появиться без грима, в джинсах и с гитарой. Только здесь актеры играли с особенным, «таганковским», надрывом.

Сейчас на спектакли Театра на Таганки по-прежнему трудно достать билеты, а 91-летний Юрий Любимов, который полжизни отдал этому театру, до сих пор руководит актерами из темноты зрительного зала.

Накануне юбилея с создателем московской легенды встретился корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.

45 лет его маршрут на работу неизменен — мимо кассы.

Юрий Любимов, основатель, художественный руководитель Театра на Таганке: «Какой у меня первый вопрос к кассиру? Все ли билеты проданы».

45 лет одних аншлагов — для создателя Театра на Таганки выше нет похвал. Хотя в этом знаменитом кабинете побывали и звезды, и властители, оставив надписи до потолка, но театр-то живет зрителем. Поколения сменились, страна поменялась, а зритель идет на Таганку. Отзывы после спектакля может оставить каждый желающий — традиция.

Юрий Любимов, основатель, художественный руководитель Театра на Таганке: «Тут бумага висит, рулон целый. Они пишут, кто желает написать. У нас и ногами голосуют. Ведь совсем не трудно понять, что раз не ходят, значит, что театр неинтересен. Вот артисты все думают, что это вечно, но нет! Это не вечно. Театр может выйти в тираж вполне свободно, постепенно падать».

Казалось, с таким прошлым можно не думать о будущем. На эту сцену сам Высоцкий за честь почитал безропотно выходить в массовке. Но Любимову удалось сохранить традиции и не превратить театр в музей советского фрондерства. На вопрос: как пережить смену эпох, он отвечает просто: работать, как работал.

Юрий Любимов, основатель, художественный руководитель Театра на Таганке: «Время уходит, за ним приходится бегать, а не созерцать, развалившись. Ну и созерцай, а время уйдет от тебя».

Раньше, 45 лет назад, труппа молодых актеров с режиссером Любимовым взорвала театральную Москву. Так на столичных подмостках еще не играли, не пели и не кричали. Театр, куда пришел Любимов, был в долгах, нищете и в отсутствии публики. Но «Добрый человек из Сезуана» все изменил.

Юрий Любимов, основатель, художественный руководитель Театра на Таганке: «Тут были долги, я должен был платить долги как плохой колхозник. Вот и пришлось играть 500 в год».

Он до сих пор светит артистам фонариками из зала на премьерных спектаклях. Один свет означает, что хорошо играешь, другой — играешь плохо! И никаких авторитетов. Театр важнее актерских амбиций. Даже Высоцкому доставались порции любимовского гнева.

Юрий Любимов, основатель, художественный руководитель Театра на Таганке: «Володя, если роль не идет, получал должным образом».

В театре-провозвестнике либеральных перемен никакой демократии. Дисциплина и диктатура — залог успеха. Но режиссер Любимов понимал то, чего не все актеры понимали: есть и из этого правила исключения. Высоцкому он мог простить то, чего никому не прощал.

Юрий Любимов, основатель, художественный руководитель Театра на Таганке: «Я иногда, когда сердился очень, говорил: ему можно, он Высоцкий, а тебе — нет. То есть я имею другие критерии».

Смерть Высоцкого, запреты спектаклей, годы изгнания из страны Любимова, раскол театра, смена поколений в труппе — эти вехи Таганку изменяли, но не ломали. Сейчас Любимов работает с молодой труппой, а таганских звезд-первопроходцев в ней остались единицы. Но 45 лет назад они вместе с Любимовым прорубили такое окно в искусство, что никакие ветры перемен его не захлопнули.

А театр продолжает удивлять зрителей. Сегодня в честь юбилея театра премьера Любимова — спектакль «Сказки» по Андерсену, Уайльду и Диккенсу. Батут на сцене и прыжки ввысь в подтверждение строк на стене режиссерского кабинета: «Нет, не взять такую планку, что поставила Таганка».

Читайте также