Код Комельфо

22.04.2009, 18:32

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский художник написал портрет испанского короля, в котором зашифровал сразу несколько стилей живописи.

Парадный портрет короля Испании Хуана Карлоса создали петербургские художники. Во многом эта работа во много необычна.

Во-первых, парадные портреты создаются так нечасто, а в таком русле — постмодернизма — эта работа единственная. Художники работали, ориентируясь на портреты и фотографии.

Большая картина состоит из шести частей, каждая из которых написана в своем живописном стиле. При желании эти части можно собрать в другой последовательности и тогда получится совсем другая работа.

Портрет испанского короля рассмотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Вдохновение на создание царственного портрета семейной паре Владимиру Комельфо и Зое Нориной пришло неожиданно. У петербургских художников родилась идея изобразить Хуана Карлоса I после их персональной выставки на испанском курорте Марбелья.

Они пожелали передать в дар королю эту работу. Комельфо подготовился основательно, изучив даже старый трактат о портрете коронованной особы.

Владимир Комельфо, художник: «У них был такой принцип, что писать надо не для современников, а для потомков. И ради этого образ можно облагораживать. Он должен быть красив, он должен быть примером для потомков».

Для потомков художники зашифровали в живописном полотне послание по истории искусств Испании и России. Произведение состоит из шести холстов. Правая часть имеет ссылки на творения русских мастеров. Часть, где изображены кисти рук короля — будто цитата из иконописи Дионисия, где тщательно прорисован кракелюр.

Фрагмент выше по стилю напоминает живопись петровского периода — так называемая порсуна. Верхняя часть портрета — в духе соцреализма и как бы обращения к Малевичу. За королем виден черный квадрат. Благодаря испанским консультантам, удалось точно изобразить детали королевского обмундирования, включая различные регалии.

Владимир Комельфо, художник: «Это не ордена, а знаки провинций, которыми владеет король Испании. Когда въезжаешь в Испанию, то говорят: „Вы приехали в королевство Испании“. Это звучит сильно. Я был в разных странах. Нигде не акцентировалось».

На трех левых холстах отражены эпохи испанской живописи. Нижний похож на картины времен раннего Возрождения и Колумба. Середина барочная, Здесь король закован в латы с позолотой. Дань многовековой традиции милитаризировать образ самодержца.

А верх некий отсыл к Пикассо и Гауди. Сами холсты тоже подобраны в соответствии с разными эпохами. От тонкой ткани до мешковины.

Зоя Норина, художник: «Вверху холста — время Пикассо, когда и мазок мог ложиться по этой фактуре более свободно, а ниже — эпоха Возрождения. Здесь должна быть более гладкая живопись».

На таком венценосном портрете авторы решили не подписываться псевдонимом Комельфо и фамилией Норина. Художники придумали специальный знак.

Если портрет будет подарен, то неизвестно, где он будет выставлен. Авторы шести холстов с изображением Хуана Карлоса I не мечтают о знаменитой галерее Прадо или каком-нибудь музее современного искусства в Испании. Художники говорят: если это подарок королю, то хорошо бы, чтобы он выставлен в королевских покоях.

Авторы не знают, каков протокол представления портрета и можно ли дарить монарху такие подарки. Но как отказаться от затеи с королевским размахом?

Приобщаясь к искусству написания высоких особ, Комельфо и Норина могут в будущем войти в историю как художники, писавшие испанских королей, среди которых были Веласкес и Гойя. Действительно, неплохая компания.

Читайте также