Почтовый эксперимент

22.04.2009, 20:39

Видео программы «Сегодня»

Отделения связи в России уже давно стали музеями: техника в них не менялась десятилетиями, а корреспонденцию обрабатывают вручную.

Российская почта объявила охоту за раритетами. Там призвали клиентов по всей стране принять участие в конкурсе-акции по сбору предметов, имеющих отношение к почтовому делу.

Ценно все — от старых марок и конвертов до фотографий и специальных штемпелей. Победителей объявят в конце лета, а приобретенные экспонаты пополнят музейные коллекции.

Однако отделения связи в России уже давно сами стали музеями. Техника в них не менялась десятилетиями, а корреспонденцию обрабатывают вручную. Отсюда и медленная доставка писем, потому и общение с почтовиками происходит лишь в случае крайней необходимости.

Застрявшую в прошлом отрасль должны спасти реформы. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг вместе с коллегами из Берлина и Лондона попытался понять, что нас ждет.

О работе почты куда проще судить не по статистическим показателям и нормативам, а по личному опыту любого из нас. Мы проведем простой эксперимент, в котором нам помогут наши коллеги в Европе.

Андрей Шилов, корреспондент НТВ: «На обыкновенное письмо наклеиваем марку, которая стоит 70 евроцентов, то есть 32 рубля. Отправляем за тысячу километров от Берлина и засекаем время: за сколько дней письмо дойдет до моего коллеги в Лондоне?»

Константин Гольденцвайг, корреспондент НТВ: «А мы одновременно отправляем другое письмо, но оно отправиться из Москвы в Москву. Скажем, адрес будет такой: телевидение, „Останкино“. И посмотрим, какое дойдет быстрее».

На утро наше «московское письмо» в одном из почтовых отделений столицы. Это отделение — в числе тех 10% по стране, что за последние годы прошли через ребрендинг. Европейские пиарщики придумали российской почте яркую вывеску, но от советского наследства не избавили.

Людмила Ардашелия, начальник почтового отделения: «Техника старая и все время выходит из строя. У нас есть очень хороший механик, который приходит и нас все время ремонтирует».

Ответственным за ремонт и реформу всей почты этой весной стал выходец из немецкого DHL Александр Киселёв. В доставшееся ему прошлое он глядит с пессимизмом.

Александр Киселёв, генеральный директор федерального предприятия «Почта России»: «Даже та автоматизация и механизация процессов, которая была в советское время, настолько обветшала, что мы говорим о том, что почти 100% сортировки всех материалов, с которыми работает почта, осуществляется вручную».

Отсюда и колоссальный штат под четыреста тысяч сотрудников, и их постоянная нехватка, и тысячи задержанных и потерянных отправлений.

В межрайонный почтамт наше письмо поступает из почтового отделения, затем — на центральный почтамт, потом — в другое районное отделение, а уже потом к почтальону. В служебное время Татьяна идет не спеша, а в свободное — шагает в ногу со временем.

Татьяна Гариян, почтальон: «Я писем не получаю, не выписываю ни газет, ни журналов. У меня есть Интернет, он мне все компенсирует».

Интернет есть и у жильцов этого московского дома, так что на весь подъезд сегодня только одно письмо. Но это в Москве, а в провинции все по-прежнему.

Валентина Леонтьева, бывший сотрудник почтового отделения: «Допустим, должно работать 5 человек на почте, но работает всего 3. То есть нагрузка идет на троих, а требования — на пятерых».

Исправить ситуацию призвана очередная реформа «Почты России». Этой весной проект должно утвердить правительство. Подмосковный Подольск и Санкт-Петербург, согласно этому проекту, уже к концу года станут первыми в стране центрами современной почтовой логистики.

Отсюда письма и бандероли будут сортироваться не к следующему участку, а напрямую, до конкретного почтальона. Но это пока лишь в центральном и северо-западном округах. К 2012 году таких центров в стране должно быть более сорока.

Другая статья расходов — на строительство вагонного парка и возрождение почтовой авиации. По удачному примеру Европы днем часть российских коммерческих авиарейсов будет зарабатывать на пассажирских чартерах, а ночью — на почтовой доставке. Ровно так долетел и конверт наших коллег.

Евгений Ксензенко, корреспондент НТВ: «Письмо из Берлина дошло очень быстро. Время в пути — всего два дня. Неплохая работа немецкой и британской почты».

Константин Гольденцвайг, корреспондент НТВ: «А этот конверт путешествовал по Москве четыре дня, а затем снова попал в мои руки. Однако эти четыре дня вполне укладываются в современные нормативы почты России».

Заводчик почтовых голубей Игорь Линин давно оценил все преимущества своего увлечения. Если весточку с подмосковной дачи родным в Москву нужно доставить быстро и наверняка, то в 2009 году куда надежней обратиться к испытанному средству.

Игорь Линин: «У моих голубей надеты кольца на лапки. В кольцо кладем письмо, птичку выпускаем. Ну, лети, дружок, домой!»

Читайте также