Неизвестный Мочальский

22.04.2009, 12:05

Видео программы «Сегодня»

Посетители Третьяковки смогут впервые увидеть неизвестные картины известного советского художника Дмитрия Мочальского.

Посетители Третьяковки смогут впервые увидеть неизвестные картины известного советского художника Дмитрия Мочальского. Многие полотна мастера никогда не покидали запасников галереи.

Дело в том, что Мочальский был не совсем типичным соцреалистом. Глава московского Союза художников не хотел вступать в КПСС и однажды даже решился возразить Хрущёву, когда тот назвал работы его товарища «мазней».

Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.

На художников советского периода зритель идет неохотно. Видимо, именно поэтому выставку назвали «Дмитрий Мочальский — романтик соцреализма». Это уже какая-то интрига. Ведь романтизм и коммунизм — две вещи несовместные. Но Мочальский был беспартийным, так что и писал не для партии, а для души.

Андрей Мочальский, сын Дмитрия Мочальского: «По тем канонам сталинской эпохи должно все быть. Например, раз сапог, то уж сапог. Он должен был светиться, на нем должен был быть еще блик. И на носу должен был быть блик».

Есть у этого художника и цикл картин об освоении целины. Вроде бы ничего особенного. Ведь подвиги советского народа тогда кто только не описывал. Мочальский даже тут умудрился обхитрить власть и ненавязчиво, фоном описать не только подвиги, но и бедность героев социализма.

Людям, которые мало разбираются в искусстве, работы Дмитрия Мочальского могут понравиться хотя бы вот такой деталью: художник очень любил красный цвет и использовал его так, как только позволяла фантазия.

Например, на родной из картин траурным сочетанием красного и темного он предсказал крах сталинского режима. А еще на одной из картин заметно почти пародийное использование красного цвета: картина «Красный конь» это явная аллюзия на своего учителя Петрова-Водкина и его шедевр «Купание красного коня».

Чтобы написать «Победу», Мочальский долгое время жил в разрушенном Берлине. В итоге получился почти репортажный снимок размером 2 на 2 метра. Но монументализм автор никогда не любил. Даже занимая высокие места в иерархии советских художников, всегда отличался патологической скромностью.

Мария Бодрова, научный сотрудник отдела живописи 2-й половины XX века Государственной Третьяковской галереи: «При жизни у него не было ни одной персональной выставки. Так что эта выставка является открытием этого художника, поскольку в такой полноте его творчество никогда не было показано».

В 62-м скромность не спасла от гнева Хрущёва. Выставку к 30-летию Московского Союза художников, главой которого тогда был Мочальский, Никита Сергеевич посетил неожиданно, осматривал 2,5 часа, а потом разразился скандал.

Андрей Мочальский, сын Дмитрия Мочальского: «Хрущёв спросил: „Что это за мазня?“ Отец ответил: „Это Фальк“. А Хрущёв в ответ: „Фальк? Кто это такой?“. На что отец ответил: „Наш старейший художник, он во главе нашего Союза стоял. И замечательный мастер“. И он о нем стал рассказывать. На следующий день все газеты написали, что Хрущёв ругал обнаженную Вальку».

Утром возле Манежа вились толпы людей, жаждущих увидеть причину скандала. Тщетно. Ночью выставку опечатали. Чтобы шокировать современного зрителя, одной обнаженки мало. Но в Третьяковке на шок и не рассчитывают. Эта выставка, скорее, для тех, кто хочет увидеть душу Советского Союза. Ведь соцреализм Мочальского на самом деле не социалистический, а социальный.

Читайте также