Реактивная авиация воспитала героев

21.04.2009, 20:58

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Авиагородке чествовали ветеранов, летавших на самолетах Ту-104. К 50-летию первого рейса изготовили памятный знак.

50 лет назад в аэропорту Пулково — тогда он назывался аэродром Шоссейная — началась реактивная эра. На смену поршневому Ил-14 пришли Ту-104. Скорость лайнеров считалась почти космической. Расстояние и тогда самого популярного маршрута Ленинград — Москва, самолеты преодолевали всего за час.

Вместительность новых самолетов в разы отличалась от вместительности предшественников. Так, «Туполев» перевозил 100 человек за один рейс, а Илы всего 27. Сегодня ветераны… встретились.

О тех, кто начинал реактивную эру пассажирских перевозок, — в репортаже корреспондента НТВ Анны Пейчевой.

Они летали на Ту-104. Ветеранов авиации этот самолет объединил так крепко, как если бы они воевали на одном фронте. С Ту-104 все было впервые. Первый отечественный реактивный лайнер. Первые перелеты на огромные расстояния.

И целая серия первых страшных катастроф на гражданских рейсах. Трагедии случились из-за одной ошибки конструкторов, которую обнаружили только после гибели сотен людей. Причину выясняли, не снимая Ту-104 с эксплуатации.

Ошибку, наконец, распознали, когда разбился очередной самолет. Командир Гарольд Кузнецов во время падения подробно комментировал, что происходит с приборами во время катастрофы.

Ту-104 обладал удивительным свойством — выявлять геройские черты в людях. С этим лайнером связано больше подвигов, чем с каким-либо другим.

На памятном вечере награждают памятным знаком дочь бортмеханика Викентия Грязнова, который ценой собственной жизни спас пассажиров от теракта. Накрыл собой разорвавшуюся гранату.

Командиром экипажа тогда был Вячеслав Янченко. Несмотря на взрыв, он продолжал управлять самолетом. Потом за это получил звание героя Советского союза и еще больше рейсов на Ту-104.

Вячеслав Янченко, командир Ту-104, герой Советского союза: «Это сложный самолет. Он дисциплинировал. Ощущение такое, что ты все время чем-то занимаешься. Расслабляться в нем не приходилось ни на взлете, ни в полете, ни особенно при посадке».

Вячеслав Янченко был одним из лучших ленинградских пилотов. На рейсы Ту-104 вообще отбирали самых способных и мужественных летчиков. И самых красивых и приветливых стюардесс. С появлением реактивного лайнера выработались новые стандарты обслуживания пассажиров.

Юлия Синицына, начальник службы бортпроводников Ту-104: «Любить надо было свою профессию, любить пассажиров, чтобы их встречать и провожать с улыбкой всегда. Это была основная задача. А обслуживание было очень сложным всегда. Потому что перелеты были небольшие. Например, на Москву час. И очень большой сервированный поднос с большим набором питания».

Несмотря ни на что, работа на Ту-104 была желанной и престижной. Один ленинградский бортмеханик, который обслуживал Ил-18, но очень хотел попасть на Ту-104, даже стихи написал про заветный реактивный самолет.

Авиатор сказал: «Как танк: могуч, непоколебим, // Пред ним колени, шапки гнули. // Все самолеты рядом с ним, как самовары и кастрюли. // Его могучий рев турбин звучал как доблесть, сила, слава. // Красавец неба, властелин, а мы — воздушная держава».

Когда-то на смену легендарному Ту-104 пришел новый символ отечественной авиации — Ту-134. А теперь и эта эпоха уходит в прошлое. В апреле Ту-134 снимают с эксплуатации по всей России. И грустно оттого, что его место займут самолеты уже исключительно иностранного производства.

Читайте также