Верующие поклонятся чудотворному образу

20.04.2009, 20:02

Видео программы «Сегодня»

Заметным событием Пасхальной недели станет появление в храме при Третьяковской галерее списка Иверской иконы Божьей матери.

Заметным событием Пасхальной недели станет появление перед верующими списка Иверской иконы Божьей матери. Сегодня копия православной святыни покинула стены Третьяковской галереи — из реставрационной мастерской чудотворный образ доставили в храм при знаменитом музее.

Это произойдет впервые с конца 20-х годов прошлого века, когда большевики уничтожили Иверскую часовню.Именно в ней икона хранилась на протяжении двух с половиной веков, пока вместе с другим церковным имуществом не оказалась в запасниках Третьяковки.

Корреспондента НТВ Юрий Кучинский следит за возвращением святыни.

Иверской иконе предстояло всего-то метров десять преодолеть по улице, а запеленали ее как младенца, которого готовят к основательной прогулке в холодный апрельский день. Причем запеленали заранее, чтобы привыкала.

Екатерина Зелезнёва, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: «Важно, чтобы икона побыла в этой упаковке какое-то время, чтобы она уже свыклась с тем температурным режимом, который образовался в результате ее обертывания в бумагу».

Получасовая прогулка по коридорам и залам галереи, потом вниз на лифте. Полчаса, ради которых годами велись жаркие споры. Споры о том, музейный это экспонат или священная реликвия, и место ему в галерее под присмотром ученых или в храме перед верующими. Это при том, что и те, и другие относятся к предмету спора одинаково трепетно.

И вот показательный итог. Батюшка-настоятель церкви и директор музея интервью дают вместе, демонстрируя, что в споре победила дружба.

Валентин Родионов, директор Государственной Третьяковской галереи: «Была очень большая проблема наладить музейный климат в таком огромном помещении. Но нам это удалось, и мы этим гордимся. Тут климат музейный настоящий, и за ним следят каждый день».

Иверская икона Божьей Матери один, завтрашний день, простоит в храме и вернется на реставрацию. Приложиться к ней верующие смогут, но только через толстое стекло. Все-таки все результаты массового поклонения за почти четыре сотни лет реставраторам ликвидировать еще не удалось. Вокруг рук Богородицы в красочном слое зияют дыры.

Антонина Собаршова, реставратор высшей категории: «Это именно результат прикладывания, зацелованности иконы. Собственно, это говорит о том, насколько почитаем был данный образ».

Когда реставрация завершится полностью, икону снова перенесут в храм. Директор Третьяковской галереи теперь уже не исключает, что и знаменитая «Троица» Андрея Рублёва может повторить этот недлинный путь. Но только именно этот — в церковь, которая вплотную примыкает к галерее. В этот храм даже вход через галерею, а не каким бы то ни было иным образом.

Храм «Николы на Толмачах», так скажем, некая нейтральная территория, на которой может разрешиться конфликт интересов Третьяковской галереи и Русской православной церкви. У храма двойной статус. С одной стороны, это действующая церковь, с другой, — научный отдел галереи, подчиняющийся ее дирекции.

Таким образом, на острый вопрос, где должны храниться старые иконы — в музее или в храме, -найден простой, изящный, дипломатичный ответ: можно и в храме, но только не вынося из музея. Кстати, в этот научный отдел не благословляется входить в верхней одежде и здесь работает гардероб.

Читайте также